Сражение при Седжмуре, 6 июля 1685 года
Седжмур - небольшое по числу участников (около шести тысяч с обеих сторон), но весьма интересное и значимое в английской истории сражение по нескольким причинам. Во-первых, оно завершило мятеж герцога Монмута, поднятый незаконнорожденным сыном покойного короля Карла II против только что взошедшего на английский престол Якова II. Во-вторых - фактически, стало последним сражением на английской земле (отныне Англию не будут тревожить ни масштабные внутренние распри, каковой была Гражданская война, ни высадки иноземных войск). В третьих, Седжмур в определенной степени считается первой победой тогда еще 35-летнего Джона Черчилля - будущего герцога Мальборо. Наконец, именно с рассказа о мятежниках Седжмура начинается знаменитый роман Рафаэля Сабатини "Одиссея капитана Блада".
. . . . . . .
Утром 13 июня 1685 года в лондонский Уайт-холл прискакали два всадника - сообщившие о том, что двумя днями ранее три неопознанных корабля появились у южного побережья Англии... Одним из кораблей был 30-пушечный "Гельдеренберг", на борту которого вместе с полутора тысячами вооруженных сторонников находился внебрачный сын покойного Якова - 36-летний Джеймс Скотт, более известный под титулом герцога Монмута. За два года до этого замешанный в т.н. "ржаном" заговоре вигов 1683 года, он покинул Англию и перебрался в Голландию - и теперь намеревался отстаивать свою кандидатуру на английскую корону. Монмут поднял зеленое знамя, на котором золотыми буквами было начертано: "Нет страха, кроме Бога".
Джон Скотт, герцог Монмут (1649-1685 гг.)
Уже спустя неделю после высадки армия Монмута насчитывала более семи тысяч человек. Посланники Монмута зачитывали в городах прокламации, согласно которым Джеймс Скотт пришел защитить протестантскую церковь, а новый король Яков обвинялся едва ли не во всех смертных грехах - от смерти своего брата Карла довеликого лондонского пожара... Разогнав местную милицию, Монмут вступил в Таунтон, где 20 июня на городской площади был провозглашен своими сторонниками королем Англии. Впрочем, тут вступали в конфликт религия и законность: как гласил ответный королевский манифест, "любой законнорожденный бедняк в Англии имеет больше прав на корону, чем незаконнорожденный герцог Монмут", так что "править" ему пришлось недолго...
Общая схема мятежа Монмута (июнь-июль 1685 г., юго-запад Англии)
Тем не менее, мятеж имел немалые шансы на успех - как минимум, если бы действия были согласованы. Однако каждый преследовал свои цели - а потому высадившийся в Англии раньше Монмута шотландец Аргайл потерпел поражение, был схвачен и казнен - равно как и Генри Уилдмен, пытавшийся поднять восстание в Лондоне. Очень скоро небольшая и плохо обученная армия Монмута осталась единственным очагом мятежа.
После шестидневного марша на Бристоль 9-тысячной армии Монмута стало известно, что город уже занят гвардейцами лорда Февершэма (он же - француз-протестант Луи де Дюра), и начали отходить назад. Около Бата Монмут успешно отразил атаку Февершема, однако сомнения относительно успеха предприятия уже закрались в ряды его солдат - и две тысячи человек покинули армию претендента.
Из Лондона двигались королевские полки Джона Черчилля - у Седжмура они соединились с отрядом Февершэма.
- Луи де Дюра, граф Февершэм (1641-1709 гг.)
- Джон Черчилль (1650-1722 гг.)
Армия Монмута тем временем расположилась около Бриджуотера, где герцог начал укреплять свой лагерь и намеревался набором местного населения с целью возместить потери от дезертиров. Информацию относительно движения и численности королевских войск Монмуту доставил некий Ричард Годфри - батрак с одной из соседних ферм, посланный к претенденту своим хозяином, неким Уильямом Спарком - по всей видимости, сочувствовавшим делу "претендента". Получив такую информацию, после обсуждения с высшими офицерами Монмут принял решение перехватить инициативу и атаковать противника сам. По словам Годфри, королевская армия уступала мятежникам по численности, и претендент решил не упускать такой шанс.
Район Бриджуотера: ситуация на 5 июля 1685 г.
В 11 часов вечера 5 июля (после воскресной проповеди) войска мятежников двинулись к Седжмуру. Ночная атака - всегда предприятие опасное, особенно для плохо подготовленного войска, но Монмута это не останавливало. Оси орудийных лафетов и повозок были хорошо смазаны, копыта лошадей обмотаны тряпками. За три часа марша, к двум пополуночи, войска мятежников прошли пять миль и, перейдя ленгмурский ров, вышли к позициям противника.
Ночной марш на Вестонзойланд
Согласно уточненным данным, у Монмута было 3600-3700 человек против 2500-2600 человек у Черчилля и Февершэма.
Кавалерией матежников командовал 30-летний Форд Грей, барон Верке (впоследствии известный как 1-й граф Танкервилль). После соблазнения сестры своей жены, а затем - участия в покушении на короля Якова в 1683 году (т.н. "Ржаной заговор"), Грей бежал во Францию, после чего присоединился к Монмуту. В распоряжении лорда Грея было порядка 600 кавалеристов. Пехотой командовал Натаниэль Уэйд - сын генерала кромвелевской армии, также подозревавшийся в "ржаном заговоре". Под его начальством было пять "цветных" пехотных полков общей численностью около 3000 человек:
- "Красный" полк Уэйда
- "Желтый" полк Мэттьюса
- "Синий" полк Баффета
- "Зеленый" полк Холмса
- "Белый" полк Фоулкеса
Несмотря на полковую "цветную" организацию, в распоряжении Уэйда полторы тысячи "мушкетеров" и столько же "пикинеров", в основной своей массе являющимися простыми крестьянами, вооруженными вилами и косами.
В качестве артиллерии Монмут располагал четырьмя небольшими железными пушками, из которых только три были выведены на поле боя.
- Солдат армии мятежников ("красный" полк)
- Форд Грей (1655-1701 гг.)
Главная позиция королевских войск находилась у деревни Вестонзойланд, в четырех милях южнее Бриджуотера, располагаясь на позициях позади бассекского рва.
* Королевская армия:
Главное командование осуществлял граф Февершэм, вторым командиром был Джон Черчилль.
- Королевский шотландский ("Джорджа Дугласа, графа Думбартона") полк (250 чел): 6 рот, включая гренадерскую, командир - подполковник Арчибальд Дуглас
- 1-й пеший гвардии (2 батальона): 1-й батальон (380 чел.) в составе семи рот (в т.ч. одна гренадерская) под руководством полкового командира Генри ФицРоя, герцога Графтона; 2-й (330 чел.) - в шесть рот, под командованием майора Вильяма Этона.
- 2-й ("колдстримский") полк гвардии (410 чел): шесть рот подполковника Эдварда Саквилла.
- Полк "Королевы-Консорта", полковник Чарльз Трелони (250 чел).
- Полк "Вдовствующей Королевы" (250 чел.): 5 рот (включая гренадерскую) полковника Перси Кирка.
Три роты Королевского драгунского полка (полковник Джон Черчилль) располагались слева пехоты, Королевский конный полк (майор сэр Фрэнсис Комптон) - справа, рота Конной Гвардии (подполковник Фрэнсис Виллерс) находилась позади, в резерве. Всего - 1900 пехоты и 700 кавалерии и драгун. Артиллерия насчитывала 26 орудий, из которых в сражение было введено только шесть.
К этому также надо добавить порядка 1500 человек милиции Уилтшира, располагавшихся немного позади, в Миддлзое, и в сражении не участвовавших.
Пять пехотных королевских полков были развернуты в линию из шести батальонов: пикинеры в центре, мушкетеры - на флангах, гренадеры (во всех батальонах, кроме 2-го батальона пешей гвардии ФицРоя) - частично в центре, перед пикинерами, частично - на крайних флангах мушкетеров. На всю боевую линию в 500 метров приходилось: 532 пикинера, мушкетеров (292 имели фитильные мушкеты, 746 - с кремневыми замками), и 250 гренадер.
Т.о., численное превосходство было единственным преимуществом Монмута в бою с элитными частями королевской армии.
- Генри ФицРой, герцог Графтон (1663-1690 гг.)
- Королевская армия при Седжмуре (1-я рота Конной Гвардии, конный гренадер гвардии, Королевский Конный графа Оксфорда полк)
- Боевой порядок королевской пехоты
Выбранный проводником Годфри заплутал в ночной темноте, и промахнулся мимо удобной для перехода рва точки, которой обычно пользовались местные жители, перегоняя скот - кавалеристы лорда Грея напоролись на позиции левого крыла королевской армии. Завязалась ночная схватка. Грей хотел перейти ров, однако проход был спешно перекрыт одной из рот кавалеристов Комптона, и прорваться не удалось. Залпы солдат шотландской королевской гвардии окончательно остановили кавалеристов Грея, пытавшихся обойти противника - и мятежным эскадронам пришлось отступить, немного помяв свою же собственную пехоту. Стихийно завязавшийся бой успокоился до рассвета, и когда взошло солнце и стало видно поле боя - сражение продолжилось...
Ночной марш мятежников к позициям королевской армии
Уэйду удалось развернуть свои батальоны в 30 метрах от рва и начать перестрелку с королевской пехотой; пехоту мятежников поддерживали огнем три орудия, расположившихся в ста метрах позади и слева - так, правофланговый королевский батальон Дугласа подвергся обстрелу и понес значительные потери. Впрочем, результат этого огневого боя был невелик: необученые в своей основной массе мятежники стреляли слишком высоко, едва ли попадая в противника.
Положение сторон при Седжмуре
Уэйду так и не удалось ни подавить противника огнем, ни преодолеть эту естественную преграду рва, подняв мятежников к рукопашную. Тем временем королевские пехотные полки Кирка и Трелони, а также шесть орудий, были переброшены с левого фланга боевой линии на правый. Уэйд остался без флангового прикрытия отступивших кавалеристов лорда Грея, а более обученные королевские артиллеристы не только заставили замолчать пушки мятежников, но и обрушили точный огонь по пехотным батальонам Уэйда. Все закончилось довольно быстро: прибывший к войскам Февершэм отдал приказ о кавалерийской атаке, и мятежники дрогнули.
Одно время Монмут даже сражался пешком, но видя, что поражение неминуемо, нашел коня и принужден был покинуть поле боя.
Потери сторон оцениваются следующим образом: 80 убитых и 220 раненых в королевской армии (согласно официальным отчетам - 50 и 200 соответственно), около тысячи убитых и 500 пленных - у мятежников. После сражения около пятисот захваченных мятежников были заключены в приходской церкви Святой Марии в Вестензойланде, остальные схваченные на поле боя были повешены на виселицах вдоль дороги.
Немногие из мятежников бежали в Бриджуотер, а последствия сражения при Седжмуре известны благодаря роману Рафаэля Саббатини "Одиссея капитана Блада" - доктор, оказывавший помощь раненым мятежникам, был судим и отправлен на каторгу в Новый Свет.
Монмуту не удалось скрыться - через три дня после сражения, 9 июля, он был схвачен.
Говорят, он на коленях просил у Якова о пощаде, но просьба не была услышана."Я умираю протестантом, принадлежащим к англиканской Церкви", - заявил Монмут на эшафоте 15 июля 1685 года (через пять с небольшим месяцев после вступления на престол Якова, всего через месяц после начала неудачного восстания и неделю после того, как его схватили), на что присутствующий священник обоснованно возразил: "Но тогда, милорд, вы должны признать, что доктрина непротивления власти верна".
Казнь герцога Монмута 15 июля 1685 г.
Делами остальных мятежников занимался Лорд главный судья, Джордж Джеффрис В августе он открыл в Винчестере серию заседаний, вошедшую в историю как "кровавые ассизы". Они покрыли его имя несмываемым позором. Число обвиняемых осталось неопределенным: известно лишь, что 320 человек пережили репрессии и вернулись в обычной жизни. Огромное число людей вывезли из страны и продали в рабство в Вест-Индии. Сам процесс был форменным издевательством над правосудием. При этом известно, что судья, при всем своем садизме, не превысил пожеланий относительно этого процесса короля Иакова II. В знак признательности в октябре того же года король сделает Джеффриса Лордом-Канцлером...
Комментариев нет:
Отправить комментарий