БИТВА ПРИ ФЛЁРЮСЕ, 1 ИЮЛЯ 1690 ГОДА
..........................
Флёрюс
-муниципалитет, расположенный в провинции Эно - практически в самом
сердце современной Бельгии. Несколько столетий назад эта территория
именовалась сначала Испанскими, а затем - Австрийскими Нидерландами, и в
районе городка Флёрюс произошел ряд так или иначе известных сражений
периода Нового времени. В 1622 году, во время Тридцатилетней войны,
протестантская армия графа Мансфельда и принца Христиана Брауншвейгского
нанесла поражение испанской армии Гонсало де Кордобы. В 1690 году
французская армия маршала Франции герцога Люксембурга разгромила здесь
союзническую испано-голландскую армию князя Вальдека. Почти столетие
спустя, в 1794 году, при Флёрюсе французская революционная армия
генерала Журдана одержала верх над австро-голландской армией принца
Кобурга. Наконец, через два десятилетия, в окрестностях Флёрюса и Линьи
император Наполеон одержал свою последнюю в карьере победу над
пруссаками фельдмаршала Блюхера.
Война 1688-1697
годов, известная под многими наименованиями ("Орлеанская", "война за
Пфальское наследство", "Девятилетняя", "Война Аугсбургской Лиги" и т.д.)
только начиналась. В начале кампании 1690 года французская армия
герцога Люксембурга
противостояла в Испанских Нидерландах союзникам под командованием князя
Вальдека - известного на тот момент победой над французами при Валькуре
год назад...В начале кампании 1690 года французы располагали в этом регионе 100 тысячами солдат, перед которыми Лувуа ставил оборонительную задачу: Буффлер справа прикрывал Маас и следил за немецкими князьями - если те захотели бы перейти в наступление; д'Юмьер слева держал границы между реками Лис и Шельда; остальные силы французской "армии Севера" располагались посередине...
Главнокомандование армией осуществлял маршал Франции Франсуа-Анри де Монморанси-Бутвиль, герцог Пене-Люксембург (1628-1695 гг). Он воспитывался вместе со своим другом детства, будущим Конде Великим. Участник Фронды, он бежал за границу и вернулся во Францию в 1659 году, в 1661 году женился на единственной наследнице Люксембурга и принял титул герцога. В 1668 году генерал-лейтенантом Люксембург участвовал в захвате Франш-Конте, а в начале войны 1672 года командовал одной из колонн вторжения, а после вступления в войну других европейских стран был оставлен командующим французскими войсками в Голландии - проведя успешный отход по льду зимой 1673 года. В дальнейшем Люксембург отличится на Рейне и во Фландрии, но истинная слава к этому невысокого роста горбуну с "птичьим" профилем придет к нему во время войны 1688-1697 гг...
Противостояло французам в этом регионе вдвое меньше войск противника: испанский командующий Кастанага имел 18 тысяч, уже известный по сражению при Валькуре Вальдек располагал 30 тысячами. Однако мнительный Лувуа был более всего озабочен удержанием территории, а также и известием о скором прибытии на театр военных действий 11-тысячного бранденбургского контингента - и это свело на нет все превосходство французов...
Маршал Франции граф Франсуа-Анри де Монморанси-Бутвиль, герцог Пене-Люксембург (1628-1695 гг.)
Князь Георг-Фридрих фон Вальдек (1620-1692 гг.)
Люксембург внимательно следил за противником. Известие о том, что Вальдек выступил из района Маастрихта в направлении Динана с целью овладеть последним (крепость находилась в весьма неудовлетворительном состоянии и к серьезной осаде не была готова), привело Люксембурга к мысли перехватить противника на марше... Вальдек ожидал прибытия бранденбуржцев, а данные о расположении разбросанных на широком фронте французских соединений не внушали союзному командующему особых опасений. Однако Люксембург пошел на определенный стратегический риск - он приказал Буффлеру очистить район Мааса и двигаться на соединение с главными силами.
Люксембург перешел Самбру и двинулся вдоль правого берега, преследуя т.о. сразу две цели: присоединить приближающегося Буффлера и одновременно отрезать бранденбурцев от армии Вальдека.
Вальдек, двигавшийся от Нивеля, расположил свою армию лагерем в районе селения Флерюс, опираясь правым флангом на берег Самбры. Союзный командующий и предположить не мог, что маневрирующий на противоположном берегу Люксембург уже присоединил к себе части Буффлера - поскольку,по расчетам Вальдека, последний не мог подойти раньше ожидаемых бранденбуржцев.
Маневрирование армий сторон накануне сражения
Переход французской армией реки Самбры 29 июня 1690 года.
29 июня Люксембург начал "захождение" на лагерь противника: французская армия перешла на левый берег Самбры по двум мостам между Фридмоном и Мустьером (1, см.иллюстрацию), причем большая часть обоза была оставлена на южном берегу Самбры (2) - что вполне говорит о решительности Люксембурга и его уверенности в предстоящем сражении). Слабый союзный гарнизон Фридмона был вынужден уступить, французские драгуны овладели вражескими полевыми укреплениями (3). На следующий день, 30 июня, около Флерюса произошел ряд стычек между кавалерийскими разъездами противоборствующих сторон. Ночь с 30 июня на 1 июля французы провели в лагере между Веленом и ручьем Орме, имея позади себя Жемапп (4), а на рассвете 1 июля покинули лагерь, двинувшись против союзной армии пятью колоннами (5): две крайние составляла конница, в центре - артиллерия,остальные две колонны - пехота, впереди колонн следовали летучие отряды легкой кавалерии.
"Марш-маневр" французской армии 1 июля 1690 года
Согласно "Атласу" Кауслера (Franz von Kausler, "Atlas des plus mémorables batailles, combats et sièges des temps anciens…", 1831 г. ), армия Вальдека располагала 38 батальонами пехоты (27'200), 38 эскадронами кавалерии (10'600, из них порядка 1'700 драгун) и 50 орудиями (всего - порядка 37 тысяч). Союзники располагалась т.о., что первая линия (21 батальон и 17 эскадронов, перемешанные между собой, с артиллерией перед фронтом) упиралась правым крылом в селение Геппиньи, а центр и левое (голландское) крыло простирались по равнине, прикрытые текущим в глкбоком овраге ручьем и селениями Сент-Аман и Линьи. Во второй линии стояло 17 батальонов и 27 эскадронов. Правое крыло: князь Нассау-Саарбрюккен, пфальцграф Биркенфельд; князь Нассау-Фризо и генерал-лейтенант Вебенум стояли в центре и на левом крыле. Второй линией армии командовал генерал-лейтенант Дальвиг.
Благодаря тому, что часть сил Буффлера успела прибыть раньше бранденбуржцев, французы имели численное превосходство: 37 батальонов (27'500), 80 эскадронов (12'000) и 70 пушек; всего около 39'500 чел. (здесь цифры: согласно Кауслеру). Штаб армии составляли генерал-лейтенанты граф Молевре, граф Кальво, герцог Шуазель, маркиз Жамлис, маркиз Гурне, шевалье Риллад.
Пользуясь этим превосходством, Люксембург принял весьма рискованное решение: разделить свои силы для атаки противника сразу с двух сторон. Этому намерению вполне способствовала местность - пересеченная и лесистая... Выступив из лагеря, французская армия достигла линии Флерюс-Линьи,после чего согласно плану Люксембурга разделилась.Основные силы развернулись в боевой порядок от Бри через Линьи, к южной оконечности Сен-Амана и далее - по правому берегу ручья Линьи до Сен-Ванье: 18 батальонов генерал-лейтенанта Рюбонтеля (центр) заняли позицию между Бри и Флерюсом, левее - 39 эскадронов генерал-лейтенанта Гурне; Монтревель с 30 орудиями и пятью батальонами - против селения Сент-Аман... Правое крыло французской армии - 41 эскадрон (половина кавалерии), 5 батальонов и 9 пушек под личным командованием маршала Люксембурга - тем временем двинулось в направлении селения Марбе, располагавшегося позади левого крыла армии союзников. В качестве проводника их вел некий местный кюре - которому Люксембург пообещал награду в случае успеха – и виселицу, если кюре свою задачу не выполнит… Вальдек не рассчитывал, что французы перейдут в наступление – поскольку не знал, что часть корпуса Буффлера (под командованием Рюбонтеля) успела присоединиться к Люксембургу. Приближение французских колонн было для него неожиданностью – если не сказать шоком… Вальдек,узнав об этом маневре противника, хладнокровно приказал изломить боевую линию, развернув левое крыло в направлении приближающихся французов…
Панорама сражения при Флёрюсе (художник - Пьер-Дени Мартен)
В час дня 1 июля артиллерия союзников (испанские орудия) открыла сражение артиллерийской стрельбой, которая нанесла французской кавалерии значительный урон. Под ответную каннонаду французских пушек маршал Люксембург начал отдавать распоряжения своему генералитету: он приказал левому крылу атаковать противника, что должно было отвлечь союзников от направления главного удара. Первыми в наступление пошли полки левого крыла графа Жана-Кристофа де Гурне, перешедшие ручей Геппиньи по сооруженному французами на скорую руку мосту. Гурне без особых проблем смял первую линию союзников; последние были поддержаны второй линией – но, при поддержке подошедших батальонов Рюботеля французы успешно оттеснили и тех. Правда, при этой атаке погиб генерал-лейтенант Гурне, а генералы Вивари и Хименес были ранены. Гибель Гурне привела к расстройству французских эскадронов на левом фланге – которые отошли назад, к Флерюсу, для перегруппировки.
Люксембург, чье правое крыло (под командованием герцога Шуазеля) тем временем вышло на позиции против левого крыла союзной армии, на своем участке успешно оттеснил кавалерию противника за пехотные батальоны. Вальдек сумел собрать рассеянных кавалеристов и организовал новую боевую линию (левое крыло т.о. отошло к Марбе, Геппиньи как «ось» пока сохранялся). Союзники предприняли довольно успешную контратаку: испанский генерал Губюи смело атаковал французов во фланг и даже сумел захватить несколько орудий – но был отброшен назад. Силы сторон на этом участке были неравны: вторая позиция Вальдека вскоре была опрокинута французской пехотой, воодушевленной успехом своей кавалерии...
Битва продлилась шесть часов: около семи вечера союзники принуждены были оставить поле битвы. Сам Вальдек с частью армии отступил на северо-запад, к Нивелю; оба князя Нассау вынуждены были, прорвавшись через французские позиции, отойти сначала на юг – к Шарлеруа, после чего также направились в Нивель. Французы оставались на поле боя ночь и весь следующий день, а также шесть последующих дней..
Потери французской армии составили: три убитых генерал-лейтенанта (Гурне, Мец и Кюр) и 109 офицеров; 395 офицеров и генералов было ранено, потери в нижних чинах составили порядка 8000 убитыми и ранеными и 3000 пленными; в числе потерь также было 32 знамени и штандарта. Потери союзников: офицеры – 184 убитых, 159 пленных и 44 «пропавших без вести»; нижние чины – около 6000 убитых и раненых.; потеряно 40 штандартов и 36 пушек (примечательно, что большая часть захваченной артиллерии была оставлена французами на поле боя, и после их ухода гарнизон Шарлеруа эти пушки забрал!).
Данные как о численности сторон, так и о потерях расходятся.
- Французская Википедия: фр.потери – 4000 убитых и раненых, союзники – 12000 убитых и раненых, 8000 пленных, 106 знамен и 49 орудий. По артиллерии: французы имели 70 орудий, союзники - 90).
- Английская Википедия: 35 тысяч французов против 38 тысяч союзников.Потери:французы – 3000 убитых и 3000 раненых; союзники – 6000 убитых, 5000 раненых и 8000 пленных).
- Немецкая Википедия пишет о составе армий: 40 батальонов и 80 эскадронов численностью в 45 тысяч – у французов, 33 батальона и 44 эскадрона в 37 тысяч – у союзников.
Джон Чайлдс (Childs:"Warfare in the Seventeenth Century") говорит о 40 тысячах французов против 30 тысяч союзников. У Дюпюи французов убито 2500, Чайлдс говорит о 7000 общих потерь у французов. У Кауслера при Флерюсе сражалось 39'500 французов против 37'800 союзников; потери союзников: 6'000 убитыми и ранеными, 8'000 пленными, 48 орудий, потери французов - 4'000 чел. Голицын во "Всеобщей военной истории" говорит о 40 тысячах французов против 25 тысяч союзников....
Общая схема сражения при Флёрюсе
Глядя на потери, сложно сказать, что победа французского оружия была решительной… Однако именно после Флерюса армия окончательно полюбила своего командующего, и солдаты говорили:"Когда с нами Люксембург – каждый из нас стоит двоих!". Франция поддержала это солдатское мнение: известию о победе радовались искренне, криками "ура!" и фейерверками…
Как истинный ученик Тюренна, Люксембург умело использовал в этом сражении кавалерию: французы атаковали с обнаженными клинками без единого выстрела - вопреки традициям остальной, стреляющей с седла, Европы… Для Люксембурга это было первой громкой победой в его карьере – хотя при рассматривании потерь вряд ли "триумфом"... Ситуация прекрасно способствовала развитию успеха, тем более что путь на Брюссель был открыт, и Люксембург смело углубился на территорию противника - однако был остановлен в своем порыве Людовиком XIV. Король не без стратегических оснований посчитал, что отрыв маршала от армий на Маасе и Мозеле, действовавших справа, может иметь опасные последствия...
Конечно, Люксембурга остановил не сам король, а его главный военный советник Лувуа. Русский военный историк Голицын писал так: "Походы Люксембурга в Нидерландах относятся гораздо менее к нему, нежели к Лувуа, соображений которого он был исполнителем...". В итоге Вальдек беспрепятственно соединился с бранденбуржцами, и сумел прикрыть Брюссель.
Интересным результатом сражения при Флерюсе стало то, что отныне во французской армии стали подвязывать к верхнему концу древка знамени белую ленту - с целью еще лучше отличать "своих" от "чужих".
1690-й год можно по праву назвать одним из самых славных в венной истории Франции: через десять дней после Флерюса, у мыса Бичи-Хэд, произошло морское сражение между французским и англо-голландским флотами - составившее славу французского флота и явившееся самой громкой победой адмирала Турвиля. А месяцем спустя генерал-лейтенант Никола Катина поддержал славу Флерюса - разбив в сражении у монастыря Стаффард испано-савойскую армию... Впрочем, в полной мере этими успехами Людовику XIV по разным причинам так и не удалось воспользоваться - большая европейская война только начиналась...
Флерюс - один из примеров того, что сражения той эпохи были весьма далеки от общепринятого мнения относительно "шаблонности линейного порядка", сформировавшегося позднее. Полководцы того времени могли себе позволить импровизации в разных моментах - они только пробовали то, что спустя некоторое время превратится в "неоспоримую догму". Это касается решения Люксембурга на стратегический маневр с присоединением отряда Буффлера; смешанного боевого порядка (батальоны пехоты между кавалерийскими эскадронами); "изломы" боевой линии и создание "второго положения" в ходе сражения; храбрые и стремительные сабельные атаки французской кавалерии; наконец, весьма дерзкое и рискованное разделение армии Люксембургом на виду у неприятеля.
Т.н. "методизм" в военных действиях тогда уже существовал - хотя и не в такой степени, как это стало проявляться позднее.Например, запрет министром Лувуа Люксембургу активно действовать после Флерюсе говорит не в пользу последнего как стратега: в не меньшей зависимости от короля и Лувуа в свое время находился и великий Тюренн - однако он с этой ситуацией, ни в пример Люксембургу, справлялся много лучше...
Мнение историков о нем как о полководце неоднозначно: "Хотя Люксембург своими дарованиями, без сомнения, превосходил генералов, действовавших против него, но он далеко уступал в искусстве Тюренну... Находясь в совершенной зависимости от своего двора, он редко мог действовать по собственному внушению, в походах его не видно ничего творческого, гениального. За всем тем Люксембург обладал тактическим искусством, умел применять свои действия к местности, искусно употреблял конницу, искал боя. одержал во всех данных им сражениях победу, но не умел пользоваться последнею, преследуя неприятеля... Люксембургу нельзя отказать в военных дарованиях; но он руководствовался в своих действиях с одной стороны общепринятыми в то время понятиями и правилами, а с другой - наставлениями Лувуа, от которого находился в совершенной зависимости"...
Комментариев нет:
Отправить комментарий