Сражение при Касселе, 11 апреля 1677 года
На пятом году Голландской войны ситуация сложилась таким образом, что участникам пришлось сесть за стол переговоров. Впрочем, военные действия не прекращались, и пока дипломаты в Нимвегене пытались найти общий язык (особенно острые противоречия были в антифранцузском лагере), армии продолжали осаждать крепости и сражаться друг с другом в поле. Людовик XIV не решался на большие сражения, все так же предпочитая крепостную войну.
Кампания 1677 года во Фландрии открылась раньше обычного, в феврале. Это давало французам возможность взять инициативу в свои руки: испанцы были в этом регионе слабы, а помощь голландцев не могла быть эффективной до прибытия английских полков с запада и немецких союзников - с востока. Первый удар был нанесен по Валансьенну.
Командующий армией во Фландрии маршал Люксембург собрал под стенами города 60 тысяч солдат, и вместе с начальником артиллерии дю Мецем лично обследовал окрестности, выбирая позиции для осадных батарей. Утром 17 марта состоялся знаменитый штурм крепости: маркиз де ла Трусс атаковал с серыми мушкетерами, конными гренадерами и пехотой гвардии правой колонной, маршал-де-камп Сен-Жермен - черными мушкетерами и батальоном пикардийского полка - слева. Атака, предпринятая по настоянию Вобана утром (а не в ночное время, как делалось обычно), оказалась для защитников Валансьенна неожиданностью, и гарнизон маркиза де Ришбура был вынужден капитулировать.После падения Валансьенна Людовик XIV продолжил наступление, разделив армию на две части. Первая, под руководством самого короля, двинулась на Камбре, вторая (которая была доверена герцогу Орлеанскому, брату Людовика XIV) - на Сент-Омер.
Через пять дней после падения Валансьенна, 22 марта, король с маршалами Ла Фельядом, Люксембургом, Шомбергом и Лоржем, военным министром Лувуа, Вобаном и маркизом де Помпонне прибыли под стены Камбре. 40 тысячам французов противостоял 4-тысячный гарнизон губернатора дона Педро де Сабалы. Семь тысяч пикардийских крестьян начали осадные работы, осложнявшиеся холодной погодой со снегом и дождем. 30 марта французские батареи начали обстрел укреплений Камбре, а в ночь на 3 апреля один из равелинов был захвачен; атака стоила защитникам половины гарнизона, Сабала отвел остатки своих солдат в цитадель.
Тем временем 12-тысячная армия герцога Орлеанского осадила Сент-Омер.
Ошеломленный натиском французом, управляющий Испанскими Нидерландами герцог Вилла-Хермоза запросил помощи у принца Оранского, находившегося в тот момент в Везеле, на Рейне. Последний поспешил во Фландрию и вскоре сумел собрать порядка 32 тысяч солдат, в том числе 12 тысяч кавалерии. Этого было явно мало для полноценного противостояния войскам Людовика XIV, однако вполне достаточно для деблокады Сент-Омера. Выступив из Ипра (55 км. восточнее осажденного герцогом Орлеанским города) в первых числах апреля, принц Оранский достиг Поперинге, и 9-го числа стал лагерем у Сент-Мари-Каппель, неподалеку от Сент-Омера.
Извещенный о приближении армии противника, герцог Орлеанский оказался перед сложным выбором: снять осаду и двинуться навстречу принцу Оранскому, или остаться на циркумвалационной линии и т.о. отдать инициативу противнику. Обладавший многими необходимыми на войне качествами - мужеством, энергией, выдержкой и бдительностью - брат короля решился на компромисс и, оставив под стенами часть войск под командованием маркиза де ла Трусса, с другими полками (19 бат. и 24 эск.) направился против голландцев. Людовик XIV не остался безучастным к ситуации, и отправил брату часть своих сил из-под Камбре в качестве подкреплений.
На рассвете 10 апреля армия принца Оранского выступила из лагеря, чтобы выйти к Сент-Омеру. Достигнув городка Кассель, полки голландцев встали вдоль ручья Пеене - на другой стороне которого уже виднелись приближающиеся колонны герцога Орлеанского. Виллем Оранский намеревался восстановить мосты через ручей, разрушенные французами - это оказалось серьезной ошибкой голландского полководца, который упустил возможность атаковать сильно уступавших по численности французов. Единственное, что он сделал - отправил отряд голландских драгун атаковать и захватить аббатство Пеене для дальнейшего движения по дороге на Ваттен и выхода к Сент-Омеру.
Тем временем герцога Орлеанского догоняли первые подкрепления: кавалерийские бригады Ливорне и Ревеля с мушкетерами гвардии, которых привел от Камбре маршал Люксембург. Это довело численность войск герцога до 25 тысяч, и королевский брат вознамерился сам атаковать противника. Однако осмотр позиции, занятой принцем Оранским, показал что атаковать более сильного противника, стоящего за ручьем и живыми изгородями, более чем опасно. Оставалось ждать очередных подкреплений и дальнейших действий со стороны голландцев.
Герцог Орлеанский доверил левое крыло своего боевого порядка Люксембургу, приказав маршалу сместить часть своей кавалерии и драгун к мельнице Балемберг. Последняя располагалась на возвышенности левее французской армии, и контроль над этим участком позволял перерезать принцу Оранскому дорогу на Сент-Омер. Пока Люксембург выполнял приказ и растягивал свою боевую линию, голландские драгуны заняли аббатство Пеене. Герцог Орлеанский, которого это направление беспокоило более всего, отправил Люксембургу новый приказ: отбить аббатство обратно.
Маршал послал сюда драгун полка Листенуа, которых поддержал пехотный полк Лионнэ; Кроме этого, сместил влево еще четыре пехотных батальона (полков Ла Куронн и Королевского), позади которых расположились переброшенные сюда из второй линии центра три швейцарских батальона полка Ступпа. Быстрой и сильной атакой голландцы были выбиты из аббатства. Молодой кавалерийский полковник Виллар вознамерился во главе своих эскадронов устремиться в преследование, однако был остановлен в этом порыве личным вмешательством Шамли. После сражения Люксембург заметил Виллару: "Это была хорошая идея. Я хотел бы, чтобы лошадь Шамли переломала себе ноги, когда он вез вам этот приказ!"...
В ночь на 11 апреля к герцогу Орлеанскому прибыло еще 9 батальонов, присланных королем от Камбре. Численность армий сторон практически уравнялась (армия герцога Орлеанского насчитывала примерно 34 тысячи, а именно 38 батальонов и 80 эскадронов, армия принца Оранского - 32 тысячи), и можно было начинать большое сражение...
Боевые расписания французской армии при Касселе (как часто бывает) имеют ряд расхождений. В данном случае причина тому - периодические перемещения полков с одного боевого участка на другой в течение 10-го и 11-го апреля. Одни авторы приводят перечень подразделений исходя из первоначального расположения, другие - уже после перегруппировки, предпринятой французами в начале сражения.
Так, официальный ордер-баталь говорит о 20 батальонах (12 полков) в центре первой линии, 17 эск. на правом фланге и 19 - на левом. Во второй линии указаны 8 итальянских и швейцарских батальонов, а также 11 эск. на правом фланге и 11 эск. при поддержке 3 бат. пехоты - на левом (всего, согласно этому боевому расписанию, в составе французской армии - 31 бат. и 58 эск) в следующем виде:
Первую линию составляли (справа налево): две роты королевских мушкетеров под командованием шевалье де Треси, бригада Ливорна (6 эск. жандармов), Ревеля (9 эск. полков Тилладе, мэтр-де-кампа и кирасир Короля), пехотные бригады Совре, д'Обанеде и Виллешове (полки Наварра (2), Королевы (2), Юмьера (1), Французская Гвардия (2), Анжу (2), дю Мэн (1), Лионнэ (2), Вассо (2), Королевский (2), ла Куронн (2) и Конти (2)), кавалерийские бригады Буллонде и Гурне (полки Гурне (1), Ломариа (2), Сурдис (2) и Генерал-полковника (3)).
Вторую линию (справа налево): 11 эск. кавбригады Монтревеля, 8 бат. пехбригады Гредер, 11 эск. кавбригады Гринбяна и три швейцарских батальона полка Ступпа.
Боевой порядок французской армии прикрывали с флангов (не входя в состав боевой линии) четыре драгунских полка: генерал-полковника и драгуны Дофина - справа, полки Листенуа и Сенсанду - слева.
Артиллерией командовал Франсуа Фрезо де ла Фрезельер.
Командованием центрм принял сам герцог Орлеанский, ему помогал маршал-де-камп Ламотт. На флангах стояли: герцог д'Юмьер - справа (а также генерал-лейтенант ла Кардоньер и маршал-де-камп Сурдис), герцог де Люксембург - слева (плюс генерал-лейтенант дю Плесси и маршал-де-камп д'Альбер).
В исследовании "La bataille du Val-de-Cassel de 1677, ses préludes et ses suites : duc d'Orléans, prince d'Orange" в авторстве Philippe-Joseph-Emmanuel de Smyttère, 1865 год,
швейцарский полк Ступпа указан в центре, в составе бригады Пфайффера (в то время, как в приведенном ордер-батале он стоит на левом фланге - это перемещение произошло уже в начале сражения). Также есть разногласия по поводу присутствия некоторых полков на поле боя (например, кавполки Буллонде и Винс, отсутствующие в ордер-батале) и вхождения других в состав разных бригад (так, полк Сурдис у Smyttère стоит слева в бригаде Ревеля, в то время как в ордер-батале он слева в бригаде Гурне, а бригада Ревеля - на правом фланге), и т.д.
В составе армии принца Оранского было 32 пехотных и кавалерийских полка: 13 справа, 6 слева и 13 в центре. У союзников принц Оранский командовал центром, граф Нассау - левым крылом, генерал артиллерии граф Горн - правым.
Провал с попыткой захвата аббатства не остановил принца Оранского - он намеревался сосредоточить усилия именно на этом фланге, чтобы достичь цели своего наступления и прорваться к Сент-Омеру. Для этого он перебросил с левого крыла на правое часть сил - что не ускользнуло от герцога Орлеанского. В два часа дня маршал Юмьер получил приказ атаковать позиции противника.
Во главе атаки первой линии крыла Юмьера шли обе роты спешившихся королевских мушкетеров, которых поддерживали четыре роты драгун генерал-полковника, а также эскадроны жандармов и два батальона славного Наваррского полка. Позиции на этом участке защищали два полка голландской пехоты, которые имели за спиной девять эскадронов кавалерии. Стойко выдержав два ружейных залпа в упор, мушкетеры перешли ручей, продрались сквозь живые изгороди и набросились на один из полков противника, в то время как двигавшиеся слева наваррцы атаковали другой. Голландская пехота была отброшена, после чего мушкетеры спешно вернулись к своим лошадям и присоединились к жандармам Ливорна, набросившимся на голландских кавалеристов. Все это заставило командовавшего левым крылом голландской армии графа Нассау переменить фронт и расположиться под углом к центру.
Правое крыло Юмьера успешно продавило боевую линию противника, однако на участке Люксембурга ситуация складывалась сложнее. С одной стороны (как уже говорилось), принц Оранский усилил свое правое крыло, с другой - по приказу герцога Орлеанского Люксембург принужден был выделить вторую линию принца Субиза для прикрытия дороги на Сент-Омер. Тем не менее, вместе с генерал-лейтенантом дю Плесси и маршал-де-кампом д'Альбертом во главе полков Лионнэ, ла Куронн, Конти, Вассо и прочих маршал перешел ручей и уверенно атаковал противника - который едва ли не вдвое превосходил его по численности, особенно в кавалерии
Тем временем атаковал и центр французской армии. Полки Анжу, дю Мэн и Французская гвардия форсировали ручей, однако были атакованы голландской кавалерией и принуждены отступить. Герцог Орлеанский немедленно примчался сюда, восстановил порядок в батальонах и, подтянув пехоту второй линии (итальянцы и швейцарцы), снова перешел в наступление.
В центре позиции голландцы держались стойко, но вскоре Люксембург на своем участке сумел сломить сопротивление войск графа Горна и оттеснить их. Первыми оставили своими позиции гвардейцы принца Оранского, за ними начали отход другие части - теперь голландская армия оказалась в полукольце.
К пяти часам вечера исход сражения был решен. Потрепанные и деморализованные голландцы потянулись назад, к Поперинге - там принц Оранский (получивший несколько ранений, в том числе два серьезных) собрал остатки полков и отвел их обратно к Ипру, где смертной казни были преданы некоторые офицеры, обвиненные в трусости во время сражения. Затем принц оставил армию и отбыл в Алст, куда ожидалось прибытие испанских и мюнстерских подкреплений. Однако поражением при Мон-Касселе он уже потерял инициативу в этой, только начинавшейся, кампании.
Относительно потерь сторон в сражении историки говорят о 3-4 тысячах убитых и таком же количестве раненых и пленных голландцах (например, у Перини фигурирует цифра в 2500 пленных). В руки победителей попали артиллерия (13 полевых орудий и две гаубицы) и обоз противника, сорок пехотных знамен и 14-15 кавалерийских штандартов. Французские потери составил порядка 1200-2000 убитыми и 2000-2400 ранеными. Что касается потерь офицерского состава, то из полутора сотен голландцев 60 было убито или умерло от ран, из 65 раненых 13 оказались в плену. Французские потери в офицерском составе исчисляются примерно в 215 человек, из них 60 убито (в т.ч. 3 подполковника и 1 майор).
Герцог Орлеанский распорядился оказать медицинскую помощь всем раненым, невзирая на их принадлежность. Для этой цели был выделен большой сарай, расположенный рядом с полем боя, где разместили две сотни наиболее тяжело раненых солдат обеих армий. Простояв на поле боя несколько дней и видя, что голландцы не намерены снова наступать, 19 апреля герцог Орлеанский вернулся к Сент-Омеру, став лагерем у Бландека.
Камбре пал в тот же день, 19 апреля (больной Сабала, лежа на носилках, вручил Людовику XIV ключи от цитадели), а Сент-Омер капитулировал после 17-дневной осады 20-го числа. Через несколько дней Людовик XIV отбыл в Версаль, оставив командование армией Фландрии (48 батальонов и 106 эскадронов) маршалу Люксембургу. Последний просил разрешения осадить Монс и Брюссель, но король дал разрешение лишь на опустошение окрестностей, чтобы не рисковать только что завоеванным. Тем временем, в конце июля, принц Оранский собрал новую армию в 50 тысяч, во главе которой вскоре осадил Шарлеруа. Однако Люксембург заставил принца снять осаду, на чем активная часть кампании 1677 года фактически закончилась.
Сражение 11 апреля 1677 года вошло в историю под несколькими названиями. Наиболее известное - сражение при Касселе (точнее, "Troisième bataille de Cassel" - "третье сражение при Касселе", учитывая боевые столкновения около этого городка в 1071-м (между двумя фламандскими графами, Робертом и Арнульфом) и 1328-м (между французским королем Филиппом VI и восставшими крестьянами) годах. Также событие нередко упоминается как "сражение при Мон-Касселе" (от холма, на котором расположен город) или "сражение на Пеене" ("Bataille de la Peene").
Французские солдаты, одержавшие верх в этом непростом сражении, кричали "Да здравствуют король и Месье!", не забывая при этом славить и маршала Люксембурга - которому было не в пример сложнее на его участке, чем д'Юмьеру. Однако Людовик XIV приревновал брата к славе и более серьезного командования Филипп Орлеанский не получал...
Фрагмент картины Жозефа Парроселя, посвященной сражению при Касселе. Полотно представляет собой яркий образец придворной живописи: Людовик XIV (который в сражении не участвовал) изображен на первом плане, в доспехах. Его брат, герцог Орлеанский (реальный командующий французской армией в сражении) - немного позади и "в тени" короля, одет в цвета Орлеанского дома.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий