вторник, 6 декабря 2016 г.

"Маршалы германских кампаний: Виллар и Таллар".
Очерк операций на Верхнем Рейне и Дунае в 1702-03 гг.
1.Первая осада Ландау (май-сентябрь 1702 г.)

............................

План осады Ландау в 1702 году.


В 1702 году война за испанское наследство разворачивается с новой силой. К открывшемуся в предыдущем году театру военных действий в Северной Италии, где успешно действует австрийская армия принца Евгения Савойского, прибавляются Нидерланды: через два месяца после смерти английского короля Вильгельма, 15 мая 1702 года, Англия объявила войну Франции - в совместном с Голландией и Австрийскими Габсбургами манифесте. Армии обеих сторон начинают взаимное маневрирование в долинах Мааса и Нижнего Рейна. Наконец, весной того же года война подходит к восточным границам Франции - Верхнему Рейну.
Официальное объявление войны со стороны имперского рейхстага последовало только 20 сентября, но уже в апреле армия маркграфа Людвига Баденского - героя войн с османами, прозванного "турецким Людовиком", и двоюродного брата принца Евгения Савойского - открыла военные действия на Рейне.

Французскими войсками в этом регионе командовал отозванный в прошлом году из Италии маршал Никола Катина, который при открытии кампании находился в Страсбурге. В его распоряжении ранней весной 1702 года были, в основном, гарнизоны французских крепостей в Эльзасе, которые составляли 32 пехотных и 2 артиллерийских батальона, из числа которых 12 бат. защищали Ней-Бризах, 7 - Страсбург, 6 - Ландау, и т.д. Т.о., по причине большого числа подчиненных ему гарнизонов, из общих 35 тысяч Катина располагал "в поле" лишь 20 тысячами солдат. Столько же было в рядах армии Людвига Баденского: 5 пехотных, 2 кавалерийских и 1 драгунский австрийские полки, а также контингент Палатината (6 пехотных, 3 кавалерийских и 3 драгунских полка) общей численностью 10,4 тыс. австрийцев и 10,1 тыс. палатинцев.
Сначала соотношение сил было равным, но вскоре Людвиг получил сильные подкрепления (его армия возросла до 38 тыс., в числе которых 15 тыс. пехоты, 10 тыс. кавалерии и 13 тыс. драгун), что позволило имперскому командующему уверенно перейти к активным действиям. 27 апреля он перешел Рейн между Майнцем и Шпеером, и расположился лагерем у Франкенталя - ожидая подхода подкреплений и готовясь осадить Ландау, сильнейшую французскую крепость на Рейне.
Эта крепость была усовершенствована Вобаном, причем инженер настолько гордился проведенной им работой, что вручая Людовику XIV план новых укреплений, сказал: "Ваше Величество - вот крепость, для взятия которой было бы недостаточно всего моего искусства". Впоследствии последователи Вобана выделять в его практике укрепления крепостей три системы - "простую" и две "усиленных", одной из которых дадут название "Ландауской". Теперь обороноспособность новой системы предстояло проверить на практике.
Катина, по причине слабости собственных сил, не смог помешать "турецкому Людовику" замкнуть кольцо вокруг крепости. Гарнизону Ландау предстояло обороняться в одиночестве. Должность коменданта крепости еще с 1693 года выполнял печально известный грабежами и поджогами Палатината во время предыдущей, Девятилетней войны, 72-летний генерал Эзекиель дю Ма, граф де Мелак. В его распоряжении находились 5 батальонов пехотных полков Ла Сарр, Бурбон, Суассон и Нетанкур, а также батальон артиллерии и 8 рот кавалерийского полка Форсак, сведенные в два эскадрона (источники указывают численность гарнизона от 3500 до 4100 пехоты и 240 кавалеристов). Осадная армия Людвига Баденского насчитывал 41 батальон пехоты (а также 10 отдельных гренадерских рот) и 71 эск. кавалерии и драгун (26 и 11 тыс. соответственно). К июню войска Людвига были усилены до 32 тыс. пехоты и 14 тыс. кавалерии.
14 мая были начаты осадные работы, хотя собственно бомбардировать крепость противник начал лишь полтора месяца спустя, 2 июля. Три с половиной тысячи солдат гарнизона в течение трех с половиной месяцев ожесточенно оборонялись. Чтобы поощрить солдат, Мелак приказал переплавить принадлежавшие ему лично золотые и серебряные изделия и отчеканить из металла монеты для выплаты им вознаграждения. Людвиг, в свою очередь, подтягивал к Ландау тяжелую артиллерию (так, из Ганау и Дармштадта шли обозы с порохом, который тратился при обстреле крепости тоннами). Правда, катастрофически не хватало опытных артиллеристов - которых вербовщики нанимали как в округе, так даже в далеких чешских землях на личный счет Людвига.
Несмотря на все трудности, 21 июня были открыты первые параллели (из трех направлений, выбранных Людвигом для инженерной атаки крепости); третья параллель появилась 16 июля, а в первых числах августа все три были связаны между собой траншеями.
26 июля (в день своего 24-летия) под Ландау прибыл Иосиф Габсбург - римский король и старший сын императора Леопольда - принявший главное командование над осадной армией (по всей видимости, в Вене посчитали, что военная слава молодому габсбургскому наследнику не помешает).
Согласно легенде, узнав о прибытии сына императора, Мелак отправил в австрийский лагерь герольда - который не только поприветствовал "высокого гостя", но и попросил указать то место, где эрцгерцог разобьет свою палатку, дабы французские артиллеристы ненароком не попали по ней... Иосиф Габсбург этот жест благородства отклонил...
На 31 июля имперцы собрали под Ландау под командованием эрцгерцога Иосифа 64 батальона и 84 эскадрона - не считая отдельных отрядов, прикрывавших осаду (51 бат. и эск. в составе войск князя Гогенцоллерна между Лаутербургом и Вейсембургом, маркграфа Баден-Дурлаха между Раштадтом и Оффенбургом, и др.)
Незадолго до полуночи, в ночь на 7-е августа, после взрыва мины, имперцы предприняли штурм, который стоил обеим сторонам по 500 человек. В последних числах августа австрийцы выдвинули на гласис почти 60 гаубиц и мортир - и к 8 сентября в крепостной стене Ландау была пробита приличная брешь...
8 сентября имперцы штурмовали кронверк - судьба Ландау повисла на волоске.
Особым курьером маршал Катина был вынужден уведомить Мелака о том, что гарнизону Ландау не следует ожидать помощи извне - в полдень 9 сентября комендант послал в имперский лагерь парламентера с предложением о сдаче.
Потери гарнизона составили 900 убитыми, 800 человек на момент капитуляции лежали в госпитале, 1800 чел. оставалось в строю. Среди погибших при осаде офицеров значится и 45-летний принц Луи-Томас де Савой-Кариньян: старший из детей Олимпии Манчини и родной брат принца Евгения Савойского.
Потери имперцев за время 85-дневной осады составили 30 офицеров и 600 солдат убитыми, 65 и 2200 соответственно - ранеными.
Остатки гарнизона получили разрешение отойти в Страсбург. Это было не просто оценкой противником их доблести (хотя имперцы лично выразили Мелаку уважение его упорству) - маркграф Баденский спешил, поскольку в эти дни его наследственным владениям угрожала опасность со стороны Баварии...

Комментариев нет:

Отправить комментарий