ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ: Империя против Франции.
(Окончание)
...............................
5. Солдаты Империи в Девятилетнюю войну 1688-1697 гг. (цифры и факты)
В период Девятилетней войны некоторые историки (например, Джон Линн) исчисляют французскую армию в 420 тысяч (из них эффективных - 340 тысяч) - при такой мощи противника членам антифранцузского Альянса пришлось всерьез задуматься о росте своих армий. А поскольку морские державы, Англия и Голландия, по суммарному населению практически вдвое уступали Франции - вся надежда была на немецкие государства и собственно Австрийских Габсбургов.
Слабую Испанию, которая располагала 30-тысячной армией, в расчет можно было не брать, поэтому главную ударную силу коалиции во время Девятилетней войны составляли войска Англии, Голландии и Империи.
При вступлении на престол Вильгельма III в 1688 г. английская регулярная армия насчитывала по штату 34,3 тысячи человек, но уже в следующем году (по причине якобитского восстания в Ирландии и предстоящей войны с Францией) она более чем удвоилась: по крайней мере, по бумагам, в ней насчитывалось почти 74 тысячи человек, из которых лишь 30,8 тысяч были уроженцами британских островов. Значительную долю наемников составляли голландцы и датчане, что же касается немцев - первоначально это было 4 тысячи ганноверских и 2 тысячи мюнстерских солдат (половина от того, чем располагали эти германские государи).
Голландская армия перед началом Девятилетней войны (1688 г.) насчитывала порядка 65 тысяч, впоследствии ее численность достигла 100 тысяч - что также произошло за счет найма иностранцев. В 1694 г. на голландской службе было 38 тысяч наемников. Большую часть из них составляли немцы: в августе 1688 г. Республика заключила с Бранденбургом контракт на поставку 7,5 тысяч солдат, Брауншвейг-Люнебург давал 2,7 тыс., Брауншвейг-Вольфенбюттель - 3,5 тыс. в 1694 г. Гессен-Кассель - 4,6 тыс., плюс еще несколько тысяч солдат из Вюртемберга, Саксен-Готы, Саксонии и Гольштейна.
Таким образом, союзная англо-голландская армия, действовавшая в Испанских Нидерландах, имела в своем составе большое количество немцев-наемников, причем в ходе войны доля последних увеличилась более чем вдвое: если в 1690 году в рядах англо-голландской армии (западнее Мааса) служило 15 тысяч немецких солдат, то к 1696 году это число выросло до 38 тысяч. Например, курфюршество Бранденбург в 1690-91 годах выставляло против Франции 19 полков кавалерии и 39 батальонов пехоты, из которых половина составляла собственно бранденбургскую армию, а половина (9 полков и 19 батальонов) находилась на голландской службе.
Прочие немецкие государства формировали имперскую армию на Рейне: в 1689 году имперский контингент (Швабия, Франкония, Бавария, Нижний Рейн - т.е. без учета габсбургских войск) насчитывал 20 тысяч, а в 1695 - уже 41,3 тыс. (так, по состоянию на начало 1697 года на Рейне в нескольких лагерях было развернуто 46 батальонов и 101 эскадрон). Из этого числа один только Палатинат выставлял 16-тысячную армию, Саксония давала порядка 10-12 тысяч, скромный Майнц - 4 тысячи и т.д.
Помимо Рейна, Леопольд держал войска и в других регионах. По договору 1690 года император обязывался предоставить Савойе 6 тысяч солдат (вместе с Бранденбургом, Баварией, Испанией и Савойей в 1691 году в регионе было 30 тысяч, к 1694 - 40 тысяч солдат Альянса).
В итоге, главная тяжесть борьбы с многочисленной французской армией в этой войне ложилась на плечи солдат из Германии: по данным на 1695 год из общего числа войск коалиции, противостоявшей Франции на всех ТВД, немецкие войска составляли 140 тысяч, т.е. половину (49%, из которых 10% служило во Фландрии на англо-голландском содержании, 9% выставляли Австрийские Габсбурги, 11% - контингенты малых государств в составе собственно имперской армии и т.д.) - см. прилагаемую ниже схему.
Схема национального состава армий Альянса на 1695 год (из работы Джона Степлтона, посвященной армиям коалиции в 1688-1697 гг.) |
........................
6. Империя в войне за испанское наследство 1701-1714 гг. (цифры и факты)
Силы Франции в этой войне историки (например, Джон Линн) оценивают в 340 тысяч солдат, из них эффективных - 255 тысяч. Помимо этого на стороне Людовика XIV выступали Савойя и Бавария (на начальном этапе), а также Испания. Последняя теоретически располагала армией в 44 тысячи, но в 1703 году по факту имела меньше половины от штатного (лишь 18 тысяч). Савойя выставила 9 тысяч, однако уже в 1704 году этот союзник Францией был потерян. Наконец, Бавария имела в начале войны 15 тысяч, а год спустя курфюрст Максимиллиан увеличил численность армии до 28 тысяч (без учета нескольких тысяч милиционеров).
Странам Альянса вновь пришлось рассчитывать на немецкие наемные войска: в 1700 году Голландия имела армию в 45 тысяч, в 1707 году эта цифра увеличилась до 76,8 тысяч. Английская (с 1707 года - "британская") армия выросла к 1709 году до 69 тысяч - однако королева Анна никогда не решалась давать на континент слишком много сил, опасаясь за якобитские настроения в Ирландии и Шотландии. Т.о. морские державы вновь вынуждены были приступить к набору наемных (читай - по б.ч. немецких) полков. Максимум немецкого контингента в составе армий Альянса составлял порядка 115 тысяч: 97 тысяч во Фландрии (из которых 56 тысяч находились на голландской службе), плюс 10,6 тысяч в Италии и 7 тысяч в Испании. Например, из 380 батальонов и эскадронов, собранных союзниками в конце июня 1709 года под Лиллем (накануне битвы при Мальплаке), 34 было английскими, 60 - собственно голландскими, 24 - датскими на голландском содержании, в то время как различных немецких насчитывалось более 250-и.
Император Леопольд Габсбург посчитал, что его обделили по вопросу испанского наследства - это привело к тому, что в этой войне немецкие солдаты обеих (имперской и императорской) армий воевали на всех важных театрах военных действий: в Нидерландах и на Рейне, в Италии и Каталонии (без учета Венгрии, где австрийские полки довольно активно воевали против повстанцев-куруцев).
Габсбургская армия в начале войны насчитывала немногим более 80 тысяч (впоследствии эта цифра вырастет до 138-и). Однако собственные силы император Леопольд предпочел использовать для охраны наследственных земель на востоке, а также для военных действий сначала в Северной Италии (куда весной 1701 года вступило 29 тысяч под командованием принца Евгения Савойского), а затем - в Каталонии (где Леопольд решил отставить права своего младшего сына, Карла, на испанский престол). Для войны на Рейне и в Германии необходимо было, по традиции, сформировать сильную армию из малых княжеств. При этом стоит учесть, что не вся Германия выступила на стороне императора: среди тех, кто перешел на сторону Франции, были, например, Кельн (на содержание небольшой армии которого Людовик XIV потратил за все время войны 40 млн. флоринов), а также сильная Бавария. Тем не менее, уже в начале 1702 года на конгрессе в Нордлингене была достигнута первая договоренность о формировании имперской армии: император обещал союзникам денежные субсидии для содержания войск, в то время как князья соглашались поддержать претензии австрийских Габсбургов в отношении испанского наследства. Английский историк Питер Уилсон в своей работе о германских армиях XVII-XIX веков, пишет, что по условиям конгресса собственно Австрия выставляла треть будущей армии (16 тысяч), Франкония - 8 тысяч, Швабия - 10,8 тыс., Вестфалия - 9,2 тыс., Верхний Рейн - 3 тыс., Палатинат - 6,5 тыс. - всего набиралось 53,5 тысячи солдат.
В последующие годы доля контингентов малых немецких государств в составе имперской армии выросла, и начиная с 1703 года держалась до конца войны в пределах 37-41 тыс., в течение нескольких кампаний неся основную тяжесть борьбы против французов. Происходило это в основном по причине того, что Вена все меньше уделяла внимание рейнскому ТВД - важность Северной Италии и Каталонии, а также восстание в Венгрии, привели к выводу большей части габсбургских полков с Рейна (в 1705 году там оставалось уже менее 6 тысяч австрийских солдат, а два года спустя - и вовсе 2200). Впрочем, уже в 1708 году проблемы на Рейне заставили нового императора, Иосифа, верунть сюда 20 тысяч солдат.
Так или иначе, численность имперской армии (включая войска Габсбургов) держалась на высоком уровне. Например, к началу кампании 1713 года в её составе было 132 батальонов и 145 эскадронов (порядка 110-115 тысяч солдат): 15 бат. и 61 эск. в Нидерландах, 38 бат. и 33 эск. - в Северной Италии и Неаполе, 25 бат. и 24 эск. - в Каталонии и т.д.
Из немецких государств самое серьезное представительство (после Габсбургов) в этой войне имело бывшее курфюршество Бранденбург, а ныне - королевство Пруссия: из 23 тысяч, выставленных ею против французов, 14 тысяч воевало на Рейне, 5 тысяч - во Фландрии (в конце 1701 г.. впоследствии добавлено еще 6 тысяч), 8 тысяч (с ноября 1704 г.) - в Италии.
Наконец, такому высокому проценту участия немецких солдат должны соответствовать и большие потери. Относительно потерь в войне за испанское наследство Бодар в начале XX века писал о почти миллионе человек (в т.ч. 400 тысяч - собственно боевые потери); сейчас наиболее распространенные цифры колеблятся между 600 и 700 тысячами, при этом оевые потери - порядка 230-270 тысяч (например, критикующий метод подсчета Бодара Урланис говорит о 230 тысяч убитых и 40 тысяч умерших от ран). Усредненно на долю Франции здесь приходится (по разным подсчетам) от 250 до 350 тысяч, Баварии - примерно 30 тысяч, морских держав - около 200 тысяч, Священной Римской Империи (считая и габсбургскую Австрию) - 100-120 тысяч. Если учесть, что во французской армии воевали далеко не одни лишь "природные французы", а в армиях Англии и Голландии был процент наемников был весьма высок, то едва ли не половина потерь в войне за испанское наследство - это именно немецкие солдаты, сражавшиеся по обе стороны конфликта.
Австрийская армия 1705-1710 гг. (Художник Рудольф Отто фон Оттенфельд (1856-1913) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий