воскресенье, 21 июня 2020 г.


Хроники галантного века.
Накануне (Чернила, золото и порох): 1658-1672 гг.

1. 1658-1663 гг.: Когда короли были молоды.


Из четырех войн эпохи Людовика XIV историки уделяют наибольшее внимание двум последним - Девятилетней и войне за испанское наследство, голландской войне 1672-1678 годов - значительно меньше. Последняя интересна уже тем, что начинавшаяся как французское вторжение в Республику Соединенных провинций, год спустя она обернулась для Франции борьбой против целой коалиции, и прежний расклад военно-политических сил в западной Европе серьезно изменился.
Вести разговор об этом периоде без обзора предыдущего десятилетия было бы не совсем правильно. А посему - новый блок заметок, посвященный периоду 1661-1672 годов.




Чернила - кровь дипломатии.
Золото - средство политики.
Порох - чернила, которыми пишутся самые кровавые страницы истории.
 Если договориться не получается - оппонента пытаются подкупить, если не срабатывает золото - в дело идёт порох.

Первое десятилетие самостоятельного правления Людовика XIV (от смерти Мазарини до начала Голландской войны) - это становление королевского абсолютизма и начала работы "кланов" Кольбера и Ле Телье, строительство Версаля, усиление армии и флота. Наконец, это проба сил Франции перед решающей борьбой за гегемонию в Западной Европе, дипломатических и военных. Уставшая от 24 лет войн и гражданских смут Франция накапливала силы и средства, строила амбициозные планы - стараясь при этом не терять нитей военно-политической ситуации в Европе. 

……………………………………….

18 июля 1658 года в качестве очередного императора Священной Римской  Империи был коронован австрийский Габсбург, 18-летний Леопольд.
После периода гражданских войн и республики в Англии произошла реставрация монархии: 29 мая 1660 года на английский престол вступил Карл II Стюарт - это событие произошло в день его тридцатилетия. Несколько месяцев спустя в Лондон прибыла сестра Карла, Мария Генриетта, вдова голландского принца Вильгельма II Оранского, вместе с которой приехал и её 10-летний сын - в будущем известный политик и военачальник, статхаудер (штатгальтер) Республики Соединенных провинций, а затем - король Англии.
9 марта 1661 года скончался кардинал Мазарини. Начался период самостоятельного правления Людовика XIV, которому на тот момент было 22 года.
Наконец, в Мадриде сидел король Испании Филипп IV. Ему шёл шестой десяток - однако, похоронив уже трех сыновей, он продолжал надеяться на то, что не скончается раньше, чем оставит наследника испанской короны.

Открывалась новая страница европейской истории.
Начиналось время молодых правителей.
Зарождался "великий век Людовика XIV"...

- Леопольд I Габсбург (1640-1705 гг.)
- Карл II Стюарт (1630-1685 гг.)
- Людовик XIV Бурбон (1638-1715 гг.)
- Филипп IV Габсбург (1605-1665 гг.)

Самостоятельное правление Людовика XIV началось в 1661 году - это был тот момент истории, когда Европа по большей своей части только-только начинала приходить в себя от длительного периода тяжелых войн. Несмотря на то, что ещё в 1648 году закончилась знаменитая Тридцатилетняя война, многие из её участников так и не разрешили свои споры. Так, для Испании это вылилось в продолжение войны с Францией и новый конфликт с Англией. Первая закончилась подписанием Пиренейского мирного договора (7 ноября 1659 года) - который не только завершил войну между Испанией и Францией, но и отдал французскому королю в жены испанскую принцессу Марию-Терезию. Этот договор был "миной замедленного действия", заложенной кардиналом Мазарини в фундамент западноевропейской политики: как известно, заложенные в пунктах брачного договора полмиллиона экю в качестве приданного Мадрид так и не выплатил (скорее потому, что не смог - чем потому, что просто не хотел), и впоследствии это стало одним из поводов для нового военного противостояния между державами.
Война Испании с Англией закончилась в следующем, 1660 году - тогда же затих конфликт с участием Швеции, Дании, Империи и Бранденбурга, известный как "Северная война". Год спустя, 6 августа 1661-го, в Гааге был подписан мирный договор между враждовавшими ровно шестьдесят лет Португалией и Республикой Соединенных провинций. Казалось, ситуация в Западной Европе стабилизировалась (хотя на относительно далеком ото всего этого востоке продолжалась и война между Речью Посполитой и Москвой, и борьба Венеции и Османской Империи за Крит). Однако затишье оказалось недолгим.

Политически ослабевшая Испания уже не берется в расчет как серьезная сила, перспективы испанской короны довольно призрачны - тестю французского короля Филиппу IV 58 лет и он не вечен. После смерти первой жены и последовавшей вскоре кончины 15-летнего наследника Бальтазара Карлоса Филипп женился вторично - в 1649 году, на дочери императора Фердинанда Третьего Марии Анне (Марианне), по причине частых династических браков между испанскими и австрийскими Габсбургами приходившейся Филиппу родной племянницей. Однако королю Испании упорно не везло с наследником - из детей от первого брака в итоге оставалась лишь Мария-Терезия, да и второй брак решил эту проблему не сразу. Лишь в 1657 году, после двух девочек (одна из которых впоследствии станет супругой Австрийского Габсбурга Леопольда I)  Марианна, наконец, подарила Филиппу наследника, Фелипе Просперо. Однако радость была недолгой. В первую неделю ноября 1661 года произошло три быстро сменивших друг друга события, значимость каждого из которых дипломатия так и не успела толком оценить, поскольку каждое последующее перечеркивало значение предыдущего. Сначала 1 ноября скончался Фелипе Просперо - мальчик не дожил трех недель до четырехлетнего возраста. По странному стечению обстоятельств точно в этот же день на свет появился наследник французского престола (впоследствии известный как "Луи Дофин"). Формально сын Людовика XIV и старшей дочери Филиппа IV мог претендовать на испанскую корону (ну или, как минимум, на часть испанского наследства), однако французский король даже не успел толком этому порадоваться - уже 6 ноября испанская королева Марианна произвела на свет ещё одного наследника, Карла. Впрочем, возлагавшиеся на него надежды были сомнительны, поскольку мальчик был очень слаб и часто болел, многие в Европе сомневались - доживет ли этот болезненный мальчик до совершеннолетия.

- Мария-Терезия, жена Людовика XIV (1638-1683 гг.)
- Людовик Дофин (1661-1711 гг.)

 

Всё большую роль в европейской политике стала играть Англия. Воцарившийся в 1660 году король Карл II Стюарт искал сближения с Францией, а желание Англии выйти в лидеры среди морских держав и другие противоречия напрямую сталкивало её с Республикой Соединенных провинций. Одним из первых шагов в области французской политики стала свадьба между сестрой английского короля, Генриеттой, и Филиппом Орлеанским, братом Людовика XIV (церемония бракосочетания состоялась 31 марта 1661 года). Стоит отметить, что Филипп, мягко говоря, предпочитал женщинам отношения с мужчинами, а его любвеобильный брат вскоре затевает с невесткой Генриеттой (которая, к слову, некогда предполагалась на роль его будущей жены) интрижку; поскольку об их отношениях стали шептаться при дворе, для отвода глаз и во избежание скандала молодой король уже в июле делает вид, что увлечен одной из фрейлин Генриетты - некой Луизой де Лавальер. Прочем, весьма скоро "игра во влюбленность" перерастет в настоящие отношения. Генриетта, в свою очередь, завязывает роман с первым красавцем двора - Арманом де Гишем. Отношения же короля с Генриеттой остаются близкими и дружескими: впоследствии она сыграет немаловажную роль в налаживании отношений между Англией и Францией. Тем не менее, этот династический брак ещё не означал серьезного военно-политического союза между этими державами.
Затем произошла продажа англичанами французской короне приобретенного за 10 лет до этого у испанцев Дюнкерка: договор был заключен 27 октября 1662 года. Любопытно, что официальная сумма составляла 5 млн.ливров (в разных источниках говорится то о 320, то о 400 тысяч фунтов стерлингов в переводе на английские денежные единицы), однако Карл II получил 8 млн., т.о. положив три в свой карман - своеобразный "пенсион", которым Людовик XIV обеспечивал английского короля в течение нескольких лет).

Дюнкерк, 1662 г.
 


Главным политическим противником Франции по-прежнему оставалась Испания. Понимая, что для успешного продолжения противостояния нужны союзники, Людовик  XIV хотел привлечь на свою сторону Республику Соединенных провинций. Подобное сближение было выгодно и голландцам - в свою очередь, против Англии, борьба с которой только начиналась (первая война произошла в 1652-1654 годах, но впереди были ещё две).  По этой причине 21 апреля 1662 года в Париже был заключен договор между Францией и Голландией, который давал обеим сторонам определенные гарантии владений и т.д.

Ян де Витт (1625-1672 гг.), Великий пенсионарий, фактический руководитель Республики Соединенных провинций в 1653-1672 годах.

Ключевым вопросом в переговорах между обеими странами была судьба Испанских Нидерландов (это обсуждалось ещё с 1635 года, когда было заключено первое из соглашений о вероятном разделе данной территории). Великий Пенсионарий Республики Соединенных провинций Ян де Витт прекрасно понимал, что рано или поздно Испанские Нидерланды станут жертвой прямой агрессии Франции. Уже в следующем, последовавшем после Парижского договора, 1663 году, граф Годфруа д'Эстрад (опытный дипломат, начавший дипломатическую карьеру ещё в 1646 году) прибыл в Голландию с новыми инструкциями от короля. Обсуждения касательно Испанских Нидерландов продолжились. Получив отказ на предложение раздела этих земель между государствами, де Витт озвучивает второй вариант - создание государства по принципу федерации полунезависимых швейцарских кантонов (в целом так же зависимого от Голландии и Франции). Людовик XIV снова отвечает отказом - он не желает размениваться по мелочам, ему нужны ВСЕ Испанские Нидерланды. Впрочем, не только они.

Граф Годфруа д'Эстрад (1607-1686 гг.)


Тогда же, весной 1663 года, король Франции официально отказывается от данного при женитьбе торжественного обещания не претендовать на нидерландскую часть испанского наследства. Это серьезно беспокоит Мадрид, и дон Эстебан де Гамарра-и-Контрерас, занимавший место испанского посла при Республике с 1655 года,  предлагает де Витту оборонительное соглашение, направленное против Франции. Великий Пенсионарий отреагировал так: если Испания не способна защитить эти земли самостоятельно, то она должна либо принять вариант "автономной конфедерации" Испанских Нидерландов на франко-голландских условиях, либо отдать регион под защиту Императора. Де Витт сравнивал Испанские Нидерланды со стеной, которая вот-вот рухнет - а посему опираться на неё слишком опасно. Гамарра был настойчив: "Если эта стена рухнет - вы сами будете погребены под её обломками".


(Продолжение следует)... 

2 комментария:

  1. Ну слава богу, есть что почитать! Тока, если можно, почаще вещайте...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Читать - пять минут, а писать - пять дней ))

      Удалить