Французы на Крите (оборона Кандии, 1668-1669 гг.)
Часть третья. Критская эпопея герцога де Бофора (2)
Герцог де Вивонн выйдя из Марселя, зашел в Тулон (где взял на борт своих галер 8 рот пехоты), после чего покинув Тулон первым (21 мая), спустился вдоль Италии к Чивитавекьи, после чего прошел Мессинский пролив и Корфу и вдоль пелопонесского побережья двинулся к Криту. Флот де Бофора вышел в море 5 июня. Его маршрут пролегал южнее: мимо Сардинии через Мальту.
19 июня Навайль и Бофор прибыли в Кандию. Французы сразу же выступили с предложением большой вылазки против турецких позиций - что было обсуждено на военном совете 23 июня. Герцога де Вивонна, который был еще в пути, решили не дожидаться - полтысячи солдат на его галерах серьезно расклад сил не меняли. Шеститысячный корпус Навайля должен был атаковать из крепости - при поддержке пяти тысяч солдат гарнизона под командованием немецкого генерала Кильманзегга и полутора тысяч моряков-десантников де Бофора, а с моря - венецианские галеры. Сомнений в успехе этой мощной атаки практически не было.
В ночь с 24 на 25 июня французские войска в полнейшей тишине начали выходить из крепости через ворота Святого Георгия и выстраиваться в боевые порядки. Согласно замыслу атаки, 2 тысяч бойцов Бофора и Молеврие должны были атаковать турецкие окопы слева, в то время как 5,5 тысяч солдат Навайля наступали справа и в обход позиций противника. Дополнительно кавалерийскому отряду Шуазеля ставилась задача отрезать атакуемых турок от лагеря великого визиря. Огневую поддержку осуществляли крепостные орудия бастиона Сабионера и пехотный полк Монпейру, расположившийся отдельно от остальных сил у стен форта Святого Дмитрия.Боевой порядок французских войск Навайля (согласно реляции интенданта де Ла Круа министру Лувуа, составленной 2 июля) был таков. В авангарде, под командованием бригадира Дампьера шло 50 гренадер, 400 волонтеров, за ним с шестью пехотными полками (22 роты) наступал де Брет, за которым следовал отряд Кастеллана (гвардейцы и сто офицеров запаса), в резерве оставалось шесть полков пехоты (21 рота). Кавалеристы Шуазеля прикрывали пехоту с флангов.Авангард Дампьера атаковал два турецких редута, а пехотинцы полков Сен-Вальер и Лотарингия первыми ворвались в траншеи. Войска Навайля моментально выбили турок с позиций. Но все испортил знаменитый взрыв пороха... Точно определить причину взрыва сложно. Наиболее вероятной выглядить версия, согласно которой произошло случайное воспламенение пороха - что привело французов в замешательство. Сам Навайль в мемуарах говорит о взрыве "двадцати пяти фунтов пороху в пороховом погребе, куда один из солдат нечаянно спустился с запаленным фитилем мушкета: этот взрыв посеял панику в наших рядах, ибо все решили, что турки привели в действие заложенные ранее мины".
Турки, воспользовавшись этим, подтянули подкрепления и контратаковали. Французы дрались отчаянно, однако обещанной помощи со стороны союзников не было: сильный встречный ветер задержал венецианские галеры, а генерал Кильманзегг остановил своих солдат, не решаясь вступать в бой без огневой поддержки с моря.
Действия кандийцев можно назвать предательством или осторожностью, французов - бравадой или самоуверенностью. Относительно последнего мнения турецкие историки даже придумали (ибо документальных подтверждений сему нет) некий разговор Бофора с венецианскими генералами: дескать, если французская атака пройдет успешно - Венеция отдаст Франции половину крепости Кандия, а если нет, что ж - гарнизон крепости имеет полной право не открывать ворота возвращающимся с неудачей французам.
Не помогла и поддержка со стороны флота - Бофор, вместо обещанных полутора тысяч, высадил на берег лишь 300 бойцов (по крайней мере, так свидетельствует один из современников) - по сему серьезную поддержку Навайлю оказать не смог.
Навайль тщетно пытался приободрить солдат, собирая вокруг себя знамена полков. Павшие духом от взрыва и натиска турок, французы медленно стали отступать обратно в крепость. Лишь стойкость мушкетеров и солдат Французской Гвардии позволила прикрыть отступление, местами переходившее в бегство.
Позднее герцог де Навайль писал: "Я потерял семерых или восьмерых своих офицеров; господину де Ла Огетту, одному из моих адъютантов, мушкетной пулей раздробило лодыжку, мне самому удалось отделаться небольшими ранами на руках, и мою лошадь задело несколько раз... эта битва, вопреки первоначальным ожиданиям, завершилась для нас неудачей".
Туркам бой стоил примерно полторы тысячи человек.
Общие потери французов в этой вылазке историки оценивают примерно в 1000-1200 человек. В отчете, отправленном королю, говорилось о 245 офицерах и 560 рядовых убитыми. Так, в одном лишь полку Сент-Вальер 4 капитана погибли и 4 ранены, 6 лейтенантов ранено, убито 6 сержантов и 50 солдат. В отряде Гвардии погибли капитан Монтрейль и два лейтенанта, ранены 4 капитана, ансэнь и су-лейтенант. Среди королевских мушкетеров убиты бригадиры (капралы) Кариньян и Комб, ранены "маршал-де-ложи" (сержанты) де Риговиль и Пренвиль, среди рядовых мушкетеров потери в каждой роте составили по 30 человек.
Среди старших офицеров и представителей дворянства погибли граф де Розен (племянник Тюренна и брат будущего маршала де Лоржа), маркиз де Дампьер, командир Лотарингского полка Франсуа дез Эссар маркиз де Линьер, маркиз Луи де Фабер и многие другие. От тяжелых ранений (мушкетная пуля) впоследствии скончался командир сводного отряда Французской Гвардии майор Луи де Кастеллан.
Однако "номером один" в списке потерь французского отряда стал герцог де Бофор, лично возглавивший одну из атак.
Смерть герцога де Бофора (иллюстрация из книги "Histoire populaire de la France", 1882 г.)
Навайль писал о судьбе Бофора так: "По пути он наткнулся на один из наших отрядов, который теснили превосходящие силы турок, возглавил его, яростно сражался, но был покинут, и никто так и не узнал, что с ним сталось".
Дюма в книге "Жизнь Луи XIV" описал это событие следующим образом:
"Бофор и Навайль увидели бегство солдат, устремлявшихся с поля боя с криками "Спасайся, кто может!" - И с находившимися при них людьми попытались остановить бегущих, поражая их ударами своих шпаг и криками "Стой!", но ничто не помогало. Страх был так велик, что отступающие увлекли в бегство свежие войска. Герцог де Бофор не мог, подобно другим, обратиться в бегство. Среди общей ретирады он собрал около себя несколько благородных людей и, подняв шпагу, сказал:
- Господа! Пойдемте, докажем всем, что есть еще во Франции люди, которые если не умеют победить, то умеют умереть!
С этими словами герцог бросился в ряды турок и тем кончилось его поприще. Никто после этого не видел де Бофора и ничего о нем не слышал - он пропал без вести".Говорят, что последним, кто видел герцога де Бофора, был один из вернувшихся в крепость кавалеристов - адмирал был сильно ранен и пытался встать на ноги...
Схема французской контратаки 25 июня 1669 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий