Французы на Крите (оборона Кандии, 1668-1669 гг.)
Часть вторая. Критская эпопея герцога де Ла Фельяда.
Союзниками Венеции в этой войне выступали Мальтийский Орден и Папское государство. Однако этих сил было явно недостаточно, чтобы удержать Кандию. Ситуация становилась все более критической, и папская дипломатия развернула активную деятельность по привлечению военной помощи от других христианских государств. Так на последнем этапе войны участие приняла Франция.
В свое время кардинал Мазарини пытался поддерживать хорошие отношения с Венецианской республикой, и по причине этого неоднократно предлагал ей помощь в защите Крита. Однако это ограничивалось эпизодическими появлениями французов. Сначала в 1646 году отличился мальтийский рыцарь Франсуа де Нюшез, перешедший на венецианскую службу и отличившийся во главе эскадры против турок. Последующие 14 лет Мазарини было явно не до Венеции (во Франции происходили куда более серьезные вещи), и лишь в 1660 году, после падения Фронды и заключения мира с Испанией, Мазарини подтолкнул еще молодого Людовика XIV к участию в "критском вопросе". Организованная кардиналом экспедиция под руководством молодого пармского принца Альмерико сложилась неудачно: 17 сентября 1660 года он прибыл в Кандию в чине генерал-лейтенанта французской службы, а уже через два месяца, 14 ноября, 19-летний Альмерико скончался от лихорадки.
Затем последовало участие отряда французских добровольцев в кампании 1664 года (Сентготхард), но ситуация вокруг Кандии становилась все тяжелее.В июне 1667 года очередным Папой римским под именем Климента IX стал Джулио Роспильози - умный и скромный, в отличие от своих предшественников не страдавший пороком непотизма. Главным вопросом его недолгого (2,5 года) папства стала Кандия. Он просил и уговаривал Людовика XIV об участии в борьбе с турками, пытаясь воздействовать на короля через Луизу де Лавальер (папский нунций Пьетро Браджеллини тайно писал ей о том, как король проводит время в объятиях мадам де Монтеспан - однако к тому моменту влияние "хромоножки Лавальер" на Людовика уже ослабло).
Военный министр Ле Телье относился к помощи Кандии со стороны Франции со скепсисом: "Малая помощь не принесет пользы, а для большой нужны серьезные расходы". Представитель Людовика XIV в Риме, герцог де Шольне, заявил Папе, что король Франции не готов оказать Кандии реальную помощь, опасаясь расстроить свою торговлю с Левантом - но поможет деньгами. Однако желание примириться со Святейшим Престолом и показать себя настоящим "наихристианнейшим из королей" вскоре победили королевские сомнения.
Турки знали об этих попытках Папы заручиться поддержкой Франции. Однако вторжение французов во Франш-Конте зимой 1668 года породило у них мысль, что французский монарх готов скорее воевать с христианами, чем помогать им против ислама. Одновременно турецкий посланник жаловался Людовику, что новый помощник Морозини, маркиз де Сент-Андре (Александр де Пюи-Монбрён, маркиз де Сент-Андре, сменивший в августе де Вилля на должности капитан-генерала сухопутной армии Венеции) - француз, и он привез с собой много французов-добровольцев; что среди корсаров, плавающих около Крита, все больше французов - словно намекая, что это может привести к официальной войне между Стамбулом и Парижем. Париж отвечал спокойно: "Король слишком занят, чтобы контролировать всех своих подданных".
Попытки Людовика XIV примирить Венецию и османов дипломатическими методами не увенчались успехом. Французский король ждал ратификации Ахенских соглашений, окончивших Деволюционную войну с Испанией. Мир был заключен 2 мая 1668 года, однако на принятие решения о помощи ушло еще несколько месяцев.
30 марта 1668 года король назначил командира будущего экспедиционного отряда для помощи Кандии. Им стал 37-летний Франсуа III д'Обюссон, герцог де Ла Фейяд (Лафельяд) - генерал-лейтенант, участник сражения при Сентготхарде.
Местом сбора офицеров и дворян-добровольцев был Лион, после чего их отправили в Тулон. Эта экспедиция с самого начала была сомнительной, поскольку назвать отряд Лафельяда серьезной боевой силой было сложно: во-первых, он насчитывал всего шестьсот человек, а во-вторых, дисциплина оставляла желать лучшего (например, еще до посадки на суда в Тулоне дворяне "отличились" рядом стычек с "местными", только в одной из которых потеряли трех человек).
20 сентября 1668 года французская эскадра (под мальтийским флагом) с отрядом Лафельяда на борту покинула Тулон и 3 ноября прибыла в Кандию. Здесь французы также конфликтовали с венецианцами, после чего Морозини решил изолировать эти "горячие головы", выделив французам отдельный участок - остатки бастиона Сен-Андре. Здесь они показали себя хорошо: не только отражали атаки противника, но и периодически совершали вылазки - так, 21 ноября французский отряд в 40 человек напал на турецкие траншеи, уничтожив (по их словам) 200 османов, в т.ч. трех офицеров и одного пашу.
Приближалась зима, но на этот раз великий визирь решил не уходить на зимние квартиры - рытье траншей и закладка мин продолжались под проливными дождями (гордые янычары выразили было недовольство таким решением - но бунт был жестоко подавлен).
В какой-то момент Ла Фельяду попросту надоело сидеть на месте, и он уговорил Морозини позволить произвести большую контратаку на турецкие траншеи против Сабионеры - состоявшуюся 16 декабря. За это время в Кандию прибыли новые подкрепления: мальтийский и лотарингский отряды, а также 1600 венецианцев. Герцог просил у Морозини 700-800 человек в поддержку, но командующий ограничился двумя сотнями гренадер.
Лафельяд разделил отряд на четыре бригады. Первую (численностью в 230 человек) возглавил 19-летний Жан Парис д’Орлеан-Лонгвиль, граф де Сен-Поль, вторую (175 человек) - герцог де Кадрусс, третью (115 человек) - граф де Виллемор, четвертую (90 человек) - герцог де Шато-Тьеренн. Впереди атаки, вместе с венецианскими гренадерами, шли четыре монаха-капуцина и два святых отца с распятиями.
Сначала атака шла весьма успешно: франко-венецианцы, встреченные ожесточенным мушкетным огнем, ворвались на позиции противника. Круша турок, они овладели двумя линиями и достигли третьей - где были контратакованы подошедшими подкреплениями османов. Силы были явно неравны, и отряд Ла Фельяда был отброшен обратно в крепость. В этой атаке французы потеряли порядка 120 человек, причем раненым пришлось наблюдать с крепостных стен ужасное зрелище: головы их товарищей, убитых в этой схватке, турки насадили на пики и выставили в отбитых траншеях для устрашения защитников Кандии.
Один из свидетелей событий, насчитавший только в первой линии траншей 1200 турецких тел, заметил: "Атака была энергичной, но бесполезной". Еще две недели французы обороняли Сен-Андреа, пока не закончились припасы и Лафельяд не принял окончательное решение вернуться во францию. 4 января 1669 года остатки французского отряда в 230 человек покинули остров.
Кандия продолжала держаться, а Людовик XIV уже готовил новую, более масштабную экспедицию....
Папа римский Климент IX (1600-1669 гг.)
Франсуа д'Обюссон, герцог де ла Фельяд (1631-1691 гг.)
Я в свое время по экспедиции 1668 г. выписал 2 источника:
ОтветитьУдалить1. A journal of the expedition of Monsieur de La Fueillade for the relief of Candy written in French (by way of letter) by a gentleman who was a voluntiere in that service. London: Printed for T. Williams ... and J. Starkey ..., 1670.
2. Des Roches, Journal véritable de ce qui s’est passé en Candie sous M le Duc de la Feuillade. Paris, 1670.
Я их не смотрел, и вполне вероятно, что №1 это перевод № 2
Плюс нашел еще вот такую картинку
http://www.artvalue.com/auctionresult--french-school-19-france-marechal-francois-d-aubusson-d-1799774.htm