СИЦИЛИЙСКИЕ ХРОНИКИ (1674-1678 гг.)
Часть третья. Герцог де Вивонн, вице-король Сицилии.
9 января 1675 года королевским указом герцог де Вивонн был назначен вице-королем Сицилии и командующим французскими силами в Мессине, продолжая при этом совмещать должности "Général des galères" и "Vice-Amiral du Levant". Вивонн получил от короля разрешение самому выбрать себе заместителя для действий на море. Кандидатур было две: генерал-лейтенанты флота Гийом д'Альмерас и Авраам Дюкен. Оба были старыми (по 64 года) опытными моряками, но выбор Вивонна пал на последнего, хоть и обладавшего тяжелым характером.
Эскадра в составе 9 линейных кораблей, 1 фрегата, 3 брандеров и 8 транспортами с припасами для Мессины (но пока без войск) покинула Тулон. Флагманом Вивонна был 80-пушечный "Sceptre", Дюкен держал флаг на 74-пушечном "St. Esprit", остальные корабли были силой в 50-64 орудия.
10 февраля французские силы Вивонна достигли входа в мессинский пролив. На следующий день произошло столкновение с испанцами, именуемой в одних источниках боем при Стромболи, в других - боем при Фаре.
Французский арьергард под командованием шэф д'эскадр маркиза де Прельи прикрывал транспорты, а на помощь остальным силам Вивонна и Дюкена весьма вовремя из Мессины подошел Вальбель. Несмотря на численное преимущество (20 линейных кораблей и порядка 16-19 (по разным данным) галер), корабли испанцев по большей части были слабее (порядка 40-50 орудий), так что по суммарной мощи флоты сторон были примерно равны.
Авангард Дюкена первым вступил в схватку с противником - его флагман схватился с испанским 44-пушечным "Нуэстра сеньора дель Пуэбло", а когда появился Вальбель, де ла Куэва принял решение выйти из боя и отошел на запад, к Милаццо, после чего и вовсе ушел в Неаполь. Французам, потерявшим в бою порядка двухсот человек, в качестве трофея достался взятый Дюкеном на абордаж уже упоминавшийся 44-пушечный "испанец".
Отослав Дюкена обратно в Тулон, за новыми припасами, Вивонн фактически вступил в управление регионом - от лица Людовика XIV и при согласии мессинцев. Испанцы теперь не были для города прямой угрозой - встреча у Фаре показала, что они не в силах что-либо противопоставить серьезному представительству французов. Однако морская блокада Мессины оставалась большой проблемой. В качестве первого помощника при Вивонне (с марта подчиненного непосредственно военному министру Лувуа и маркизу де Сеньеле) в Мессине находился морской интендант Шарль Кольбер дю Террон (1628-1684) - двоюродный брат генерального контролера финансов. Первостепенной задачей дю Террон считал удержание морских коммуникаций с Мессиной для снабжения как самого города и сохранения его торговли, так и французских флота и армии. Понимали это и во Франции: с самого начала кампании интендант Прованса, господин Руйе, получил от короля распоряжение наладить снабжение Мессины пшеницей через Марсель. Всего за последующие годы в Мессину было поставлено 12 тысяч сальмов пшеницы (венецианская сальма - 160 литров) - однако для такого огромного города этого было крайне мало: к примеру - караван в два десятка транспортов уверенно обеспечивал Мессину продовольствием лишь на два ближайших месяца. По этой причине французы стали совершать закупки в соседних регионах - Адриатике, Морее, Тунисе и т.д., а также активно проводить крейсерские операции по перехвату испанских транспортов.
В мае, вместе с конвоем Дюкена, в Мессину прибыло новое, на этот раз уже серьезное, французское подкрепление: 3180 пехотинцев из состава полков Пикардия, Пьемонт, Крусоль, Лувиньи и Прованс, а также 255 кавалеристов. Такое усиление было необходимо, поскольку испанцы также собирали сухопутные силы для того, чтобы отбить и Мессину, и прочие пункты Сицилии, обратно. Если в сентябре 1674 года они располагали здесь порядка тысячи солдат, то в течение осени и зимы сюда было переброшено еще 4 тысячи. Так, в сентябре сюда прибыло 850 солдат с Сардинии и 300 пехотинцев ("Rég. Nuncio") из Неаполя; в октябре - ломбардский полк "Visconti" (650 чел.) из Франш-Конте; в декабре - 700 солдат ("Rég. Barbo") из Милана, а в январе - 1000 пехотинцев ("Rég. Lisbonne") и 400 спешеных кавалеристов из Каталонии. Забегая вперед скажем, что всего в течение кампаний 1674-78 годов в этот регион будет переброшено более 16 тысяч как собственных, так и специально нанятых для этого солдат (не считая нескольких тысяч милиционеров из Неаполя).
В июле Вивонн предпринял попытку атаковать де ла Куэву в Неаполе - однако, подойдя к городу, боя не принял, посчитав условия невыгодными. Тогда же в июле, отряд из двух французских кораблей под командованием капитана Турвиля совершил рейд в Адриатику: результатом этого рейда стал захват трех судов с припасами. Впрочем, Турвилю не удалось перехватить конвой, перевозивший в Неаполь нанятых испанцами для борьбы с мессинскими мятежниками солдат. Это было порядка 4-5 тысяч немцев, нанятых весной и переправляемых на полуостров через Триест на венецианских и рагузских судах (что, между прочим, стало причиной претензий Франции к Венецианской республике).
Наконец, в августе Дюкен овладел Аугустой - важным пунктом на восточном побережье Сицилии, неподалеку от знаменитых Сиракуз; после незначительного обстрела испанский гарнизон в 200 человек сдается. Со стратегической точки зрения владение французами Аугустой (комендантом которой назначен маршал-де-камп де Морнэ) мало что давало, кроме рассредоточение войск по гарнизонам, зато как морская база город был очень важен,особенно как обширный порт для конвоев для Мессины.
Эти и другие успехи французского оружия дали понять Людовику XIV, что герцог де Вивонн достоин стать маршалом Франции - что и произошло 30 июля того же 1675 года.
А тем временем приближалась осень, которая принесет новые осложнения - поскольку испанцам удалось договориться с голландцами о новой экспедиции в средиземноморье, командование которой было поручено великому Рюйтеру...
Комментариев нет:
Отправить комментарий