СИЦИЛИЙСКИЕ ХРОНИКИ (1674-1678 гг.)
Часть четвертая. Дюкен против Рюйтера (кратко).
Михаэль Адриансон де Рюйтер (1607-1676 гг.)
Испанцы просят, умоляют, требуют от голландцев новой помощи на море. Когда стало очевидно бессилие де ла Куэвы перед французами, между Мадридом и Гаагой начались "торги". Испанцы настаивали на том, чтобы новой голландской эскадрой командовал именно знаменитый Рюйтер (Тромп, кажется, пришелся им не по нутру). Договор был заключен 30 августа: голландцы снаряжали 18 линейных кораблей с некоторым числом вспомогательных судов, испанцы обязывались оплатить их содержание на срок в 6 месяцев звонкой монетой в 750 тысяч флоринов серебром.
28 июля 1675 года Рюйтер получил инструкции от принца Оранского: сопроводить конвой до Кадиса, после чего соединиться с испанцами и отправиться к Мессине. Вице-адмиралом при Рюйтере был назначен Хаен (Гаен), контр-адмиралом - Фершоор (Вершоор).
Как писал Штенцель, "Рюйтер открыто говорил, что не ожидает ничего хорошего от экспедиции и принял командование лишь в силу служебного долга". 16 августа голландская эскадра вышла в море, но дорога до Сицилии оказалась долгой и трудной. После трехдневной бури и ремонта в Ла-Корунье 23 сентября Рюйтер проходит мимо Лиссабона, 1 октября он в Кадисе, откуда уходит 8-го.
Шторм разбросал голландцев: Рюйтер 11 ноября проходит Майорку и 14-го прибывает в Барселону, а тем временем авангард Хаена в 5 кораблей идет через Кальяри в Неаполь. В итоге Рюйтер достигает Сицилии у Милаццо лишь 20 декабря (Хаен прибывает сюда 1 января).
О предстоящем прибытии голландцев французы знали еще летом. 6 августа Вивонн получил письмо от короля (от 29 июля), который писал, чтобы тот ждал 22 голландских корабля в конце августа (18 Рюйтера-старшего и еще 4 Рюйтера-младшего, охранявшего конвой из Смирны), и что если будет необходимость в галерах - они могут не возвращаться во Францию. 18 сентября Вивонн отправил эскадру под командованием Дюкена из Аугусты через Кальяри в Тулон. Однако голландцы всё не появлялись, и Кольбер приказал отослать галеры обратно во Францию (считая, что зимовка в Италии принесет судам вред).
Первая встреча престарелых флотоводцев (редчайший случай в истории: им было 135 лет на двоих) состоялась в виду липарского вулкана Стромболи 7 января 1676 года. У Рюйтера было 18 голландских и 1 испанский корабль, у Дюкена - 20 французских. Проведя день в маневрировании, 8-го они вступили в бой.
Голландцам бой стоил жизни контр-адмирал Фершоора и 260 моряков, кроме того ночью затонул буксируемый в Палермо линейный "Эссен". Французы потеряли 450 человек (в т.ч. двух командиров кораблей), а один сильно поврежденный корабль был отослан в Тулон.
Через два дня Рюйтер был усилен несколькими испанскими кораблями, но и Дюкен получил подкрепление - 10 линейных кораблей д'Альмераса. Не решившись дать новый бой при таком соотношении сил, Рюйтер ушел в Милаццо. Дюкен, сделав петлю в 400 миль, обошел вокруг Сицилии и прибыл в Мессину с юга.
Обговоренный ранее срок в 6 месяцев подошел к концу, и Рюйтер уже собирался возвращаться на родину, но через испанского посла получил новые инструкции - оставаться в средиземном море. Узнав, что эскадра Рюйтера остается в средиземноморье, Людовик XIV писал Вивонну (22 января) о двух вариантах дальнейших действий французского флота: либо атаковать голландцев и нанести им решительное поражение, либо, не ввязываясь в серьезные сражения, заняться обеспечиванием конвоев в Мессину.
До середины апреля в районе Сицилии не было никаких серьезных морских операций, за исключением действий отряда контр-адмирала Габарэ, охотившегося за испанскими "призами".
Вивонн тем временем раскрыл испанский заговор в Мессине, организованный испанским послом в Риме (испанцы планировали поднять в городе бунт, одновременно атаковав французов сразу с двух сторон, на море и на суше) и арестовал несколько подозреваемых. Как оказалось, испанцы планировали одновременную атаку на море (сжечь стоявшие в гавани французские корабли брандерами) и на суше.
Три с половиной месяца спустя, 22 апреля, около Аугусты (и снова неподалеку от вулкана, на этот раз - сицилийской Этны) Дюкен и Рюйтер снова встретились. Французы вновь располагали превосходящими силами – из общего числа 30 линейных кораблей у них было 19, вооруженных 70-80 орудиями, тогда как у противника таких мощных судов было четыре (три голландских и одно испанское). Испано-голландцы располагали 28 линейными кораблями; по орудиям они уступали (1378 против 1566, без учета галер). Кроме того, испанцы отказывались признавать главенство Рюйтера, отчего голландец – вначале предполагавший равномерно распределить испанские корабли между собственными – вынужден был оставить их вместе в центре, зажатом между голландскими авангардом и арьегардом. А поскольку вконец самонадеянные испанцы настояли на назначении своего командующего, князя Монтезархио (который незадолго до этого сменил де ла Куэву в командовании флотом) - теперь Рюйтер возглавлял лишь авангард, который сошелся с авангардом генерал-лейтенанта д'Альмераса.
Сражение стоило сторонам с десяток поврежденных кораблей, но самой главной потерей стало смертельное ранение Рюйтера, скончавшегося неделю спустя в Сиракузах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий