Таланты и пороки герцога де Вандома.
(Наброски к биографии в шестнадцати частях, с прологом и эпилогом).
Эпилог: Испания, 1711-1712 гг.
Общая схема военных действий в Каталонии в конце войны за испанское наследство. |
14 января 1711 года герцог де Ноайль овладел Жироной, у Карла нет сил удерживать Балагер, и этот пункт переходит к "филиппистам", как и немногим позднее - Морелла на юге Каталонии. Т.о., по окончании зимы в руках карлистов оставалась лишь довольно узкая полоса территории вдоль средиземноморского побережья.
Без поддержки морских держав австро-каталонцы продолжали противостоять бурбонским войскам. Испанцы Вандома наступали с запада, французы Ноайля и Бервика - с севера (последний значительно усилил французское присутствие на полуострове, приведя в этом году в Испанию большое 20-тысячное подкрепление: 21 полк пехоты (35 бат.), 7 кавалерийских и 4 драгунских полка (28 эск.).
Штарембергу удалось частично восстановить положение дел на каталонском фронте: собрав 20-тысячную армию, он даже сумев отбить у Бурбонов ряд пунктов (Ургел, Сегарра, Анойя). Франко-испанцы, в свою очередь, "осаждали" оплот карлистов - Каталонию, постепенно овладевая ее крепостями и приближаясь к столице провинции Барселоне.
Фрагмент карты Каталонии; на врезке - замок Кардона. |
В сентябре 1711 г. 34-тысячная армия герцога де Вандома подошла к городку Пратс-дель-Рей (1) (на полпути между Леридой (2) и Барселоной (3)), имея целью задержать войска Штаремберга (22 тыс.) и тем самым прикрыть взятие очередного карлистского пункта - замка Кардона (4). Последний был осаждён 12 ноября отрядом графа де Мюре (6 батальонов пехоты, 12 отдельных гренадерских рот, 1500 кавалеристов и драгун). Штаремберг успел послать в Кардону сильное подкрепление, а полевые армии противников устроили тем временем противостояние по берегам речки Нойя.
Штаб-квартира Штаремберга расположилась в Манресе, армия развернулась за речушкой Нойя.
Сам Пратс-де-Рей был использован австрийцами как своеобразный бастион на полевой позиции (на схеме хорошо видны траншеи, прорытые для сообщений между гарнизоном, насчитывавшим 500 чел., и главными силами армии). 18 сентября бурбонская артиллерия начала обстрел Пратса, и до конца сентября продолжалось противостояние с редкими перестрелками. Есть данные, что обе стороны не только активно снабжались припасами, но также имели возможность подвозить новые орудия, заменяя ими поврежденные, а Штаремберг периодически восполнял потери гарнизона городка. Когда бурбонская артиллерия наконец обрушила стены Пратс-де-Рей, пехота ворвалась в городок и завязались уличные бои.
План расположения армий сторон в районе Платс-де-Рей. Австро-каталонцы (A,B,C,D) - на левом (восточном) берегу Нойи, испанцы (E,F,G,H) - на правом. |
Противостояние у Платс-де-Рей закончилось в декабре - когда стало известно, что Мюре так и не удалось овладеть Кардоной; еще 17 ноября его войска взяли штурмом один из бастионов замка, но затем осада застопорилась (как считается - по причине неправильных действий бурбонских военных инженеров с одной стороны, а также мощи укреплений замка и активных действий гарнизона - с другой). В итоге 23 декабря Мюре снял осаду, армии Вандома и Штаремберга разошлись по зимним квартирам.
Луи-Жозеф де Бурбон-Вандом скончался 11 июня 1712 года в испанской Тортозе. Существует две основные версии его смерти: по одной герцог будто бы отравился плохо приготовленной рыбой (либо попросту переел любимой им рыбы "с душком"), по другой - умер от яда. Так или иначе, Вандом скончался настолько быстро, что даже не успел подписать завещания и исповедаться, а все его имущество впоследствии было растащено слугами. Война в Каталонии продолжится ещё два года и завершится взятием карлистской Барселоны - которую герцог де Вандом уже штурмовал в 1697 году. Проживи он на пару лет больше - это событие стало бы красивой точкой в его военной карьере.
В лице Вандома Франция потеряла одного из самых способных полководцев своего времени. Филипп V Бурбон был особенно расстроен его смертью - и в знак благодарности за всё, что Вандом сделал для испанской короны и для него лично, распорядился захоронить полководца в Эскориале.
Эскориал (современный вид). |
Эскориал - дворец, монастырь и королевская усыпальница в полусотне миль от Мадрида, построенный в строгом стиле десорнаментадо ("неукрашенный"). Вандом захоронен в одном из Пантеонов Эскориала - пантеоне Инфантов, где хоронили королевских детей, королями не ставших, и королевских жен - не ставших матерями королей, а также принцей крови.Такой чести в Испании удостаивались очень немногие.
В одной из эпитафий на смерть герцога де Вандома, принадлежащей перу мадемуазель Пети, он назван героем с врожденными достоинствами, утверждавшим своими деяниями славу и сияние монархии - впрочем, как и полагается в подобных случаях...
Портрет герцога де Вандома (1835 год). Полотно находится в коллекции Версальского замка, автором называется Анри Шеффер (ранее картина приписывалась Жану-Жильберу Мюра). |
Герцога Луи-Жозефа де Вандома назвать великим полководцем нельзя, поскольку в его карьере не было выигранных им знаковых битв эпохи - как, например, Турин или Зента у его кузена принца Савойского. Его итальянские кампании, военные действия в Испании и во Фландрии не всегда ярки и победоносны - однако заметно повлияли на ход в первую очередь войны за Испанское наследство. Во многом Вандом спорен: его леность и пассивность сменялись вспышками активности, талантливые решения перемежались с откровенными провалами. Так, Франсуа Блюш писал, что Вандом "умеет отлично импровизировать". В определенном смысле Вандома можно назвать "пожарный короля" или "дежурный полководец" - им дважды заменяли маршала Вильруа (1702 г. в Италии и 1706 г. во Фландрии) и посылали исправлять стратегическую ситуацию в Испанию в 1710 г. Сложно сказать, как повернулась бы история, останься ли Вандом в Северной Италии в 1706 году или если бы Луи Бургундский уступил бы более опытному герцогу управление армией двумя годами позднее. Он сражался с лучшими полководцами противника: Евгением Савойским, герцогом Мальборо и Штарембергом, и вряд ли кто-то из них смог бы упрекнуть Вандома в некомпетентности и отсутствии талантов.
И все же исполнять маневры, видеть суть и цель кампании и атаковать так, как это делал герцог де Вандом - в ту эпоху могли немногие...
Голицын во "Всеобщей военной истории" писал о Вандоме: "Он был бесспорно одним из самых лучших генералов в войнах конца 17-го и начала 18-го веков, стоял выше узких военных понятий и методизма этого времени, отличался искусством соображений, деятельностью, решительностью и энергией исполнения их в войне и в бою и искусством маневрирования в поле и ведения осадной войны".
Шшшшшикарно! Наконец дождался окончания. Спасибо за качественные посты и предоставленное удовольствие!!
ОтветитьУдалитьСпасибо!
УдалитьБлагодарю за уделенное внимание и потраченное время.