понедельник, 12 октября 2020 г.

 

Французский Потоп (1672 год).
Глава пятая. 
Хроника павших городов (15-20 июня 1672 г.).

…………………..


В пределы восточных провинций Республики вступают союзники Франции: войска мюнстерского и кельнского архиепископов, подкрепленные отрядом под командованием генерал-лейтенанта герцога де Люксембурга - общей численностью порядка 25 тысяч солдат. В самом начале мая военный министр Лувуа лично отправился проверить подготовку войск Мюнстера и Кельна к предстоящей кампании - а заодно и договориться о дележе предстоящих трофеев. 26 мая в  Оберхаузене (на правом берегу Рейна, близ Дюссельдорфа) он встретился с обоими архиепископами. Мюнстеру в войне были обещаны сеньория Боркело (за которую Гален воевал семь лет назад), а также все земли, которые будут завоеваны "Берендом-бомбардиром" в северо-восточных провинциях Республики - Гронингене и Фрисландии. Полный надежд осуществить свои претензии к Республике, Гален выступил в поход. 
Первым на пути мюнстерской армии оказался Гролл (1) в восточной части Гельдерланда. Крепость защищало 600 человек во главе с полковником Густавом Тунгелем, однако голландцы решили не оказывать сопротивления и 10 июня гарнизон покинул Гролл. После этого двухтысячный отряд мюнстерцев выступил на юг, к укреплению Бредеворт (2) (на картах того времени обозначен как "Brewoorde") - после непродолжительной бомбардировки капитан Адриан ван Кеппель (представитель старинного гельдерландского рода, к которому принадлежал впоследствии известный военачальник и сподвижник принца Оранского Арнольд ван Кеппель, будущий граф Альбемарль) с 500 солдатами сдался.

Здесь стоит сделать небольшое, но важное отступление от описаний славной кампании.
"Блицкриг по-французски" ошарашил Республику Соединенных провинций: Маастрихт обойден, герцогство Клеве пало, французские орды уже в пределах голландских провинций, в то время как армия принца Оранского не в силах хоть что-то предпринять для того, чтобы остановить врага. Впрочем, именно взятие французами Арнема - важной стратегической переправы через Рейн - стало, в определенной степени, критической точкой кампании. Историками принято считать, что провал этого эффективного (как в военном, так и в моральном смысле) "блицкрига" был на совести самого Людовика XIV. Король, как уже неоднократно упоминалось, уважал и высоко ценил Тюренна как полководца, однако не поддержал его во мнении, что необходимо идти всеми силами прямиком в сердце Республики Соединенных провинций, на Амстердам. Действительно, глядя на карту, нетрудно предположить, что до окончательной победы в этой короткой и яркой войне оставалось совсем немного. На этом последнем и решающем броске настаивает и Конде, и даже Кольбер (по своим причинам) советует Людовику XIV идти до конца, захватив все провинции и добиться мира "по полной программе", получив в придачу богатые владения в Ост-Индии и Африке. Однако военный министр Лувуа был осторожнее, напоминая королю о событиях четырехлетней давности и призывая к более аккуратной политике. Впоследствии биограф "Луи-Ясна Солнышка" Эрик Дешодт скажет: "Овладеть Амстердамом — значит овладеть Голландией. Но Людовик медлит, и так будет всегда. Ему (Людовику) нужна торжественность парада. Вместо того чтобы покончить со всем одним ударом, он, чтобы привлечь всеобщее внимание, ведет правильную осаду уже смирившихся городов". Голландцы, окончательно разуверившись в своих шансах отстоять Республику, с минуты на минуту ожидали французов в Утрехте, а на завтра - и в Амстердаме. Но Людовик  XIV пошел против мнения большинства. Во что это вылилось - мы увидим немногим позднее. А пока уверенность в том, что Республика практически уничтожена и триумф не за горами, витала над французским королем.

В целом хроника событий кампании в эти и последующие дни выглядит следующим образом.

15 июня. 
Французы овладевают Арнемом (3). Людовик XIV, оставив Тюренна действовать на этом направлении, отбывает к Дуйсбургу (4), осажденному войсками под формальным командованием Месье (Филиппа Орлеанского) - часть прежних сил Тюренна, выделенная для действий в этом регионе. Крепость обороняло два полка пехоты и две роты кавалерии об руководством полковника Йогана ван Инген Нуланда (иные источники указывают численность гарнизона в четыре тысячи человек - по всей видимости, с учетом городского ополчения). 

16 июня. 
Король открыл траншеи под стенами Дуйсбурга (работы велись четырьмя батальонами Французской гвардии под командованием герцога Артюза Гуффье де Роаннеза - губернатора провинции Пуату и маршал-де-кампа), и сразу же батарея из 12 орудий открыла огонь по укреплениям города.
Архиепископы мюнстерский и кельнский тем временем осаждают Девентер (5), защищаемый четырехтысячным гарнизоном под руководством Дидерика Штеке.



17 июня. 
Французы блокировали Зютфен (6) (осаду возглавил герцог Орлеанский, старшими командирами при нём были генерал-лейтенант маркиз де Гадань, маршал-де-камп шевалье Лоррен, а также шевалье де Отфёй (командовавший кавалерией корпуса королевского брата) и маркиз де ла Фрезельер (руководивший артиллерией). Полк Нормандия открыл траншеи против крепости, защищаемой гарнизоном в 2,5 тысячи пехоты и четыре роты кавалерии. Интересно, что изначально операции против Зютфена должны были вести войска Мюнстера, но аппетиты французского короля росли, он отказывался от первоначальных обещаний союзникам (об этом - немного ниже), что в результате привело к испорченным отношениям между ван Галеном и находившимся при его войсках Люксембургом.

18 июня. 
Силы маршала Тюренна после взятия Арнема были разделены на три отряда. Войска под руководством генерал-лейтенанта графа де Лоржа, действовавшие между Рейном и Ваалом, в этот день заняли без сопротивления сразу три населенных пункта: Куленбург (7), Бюрен (8) и Тиель (9), а отряд маркиза д'Апремона - также небольшие форты Воорн (10) и Сан-Адриес (11), расположенные на островках Ваала. В это самое время главные силы Тюренна подступили к Нимвегену и прикрывавшему город с севера форту Кносенбург (12). Последний Тюренн осадил во главе отряда из пяти с половиной тысяч пехоты и кавалерийской бригады - недолго защищаемый гарнизоном в 330 человек во главе с капитаном был взят, новым губернатором поставлен мсье де Гайак - Тюренн переходит непосредственно к осаде Нимвегена.
Наконец, отряд в четыре тысячи кавалеристов под предводительством генерал-лейтенанта Анри-Луи д'Алоньи (более известного как маркиз де Рошфор) был направлен за Рейн, на северо-запад.

Тем временем ситуация в Утрехте (13) осложнялась. Прибытие армии принца Оранского привело к бунту горожан, которые отказались готовить город к обороне - и посему принц вынужден был отвести свои немногочисленные войска западнее, готовя новый рубеж обороны. 18 июня голландская армия отошла на линию , протянувшуюся от Мюйдена (14), закрывавшего дорогу на Амстердам (15), до Горинхема (Горкума) (16) на реке Ваал: это была знаменитая "ватерлиния", созданная дедом принца, Фредерика-Генриха Оранского, тридцать лет назад.



19 июня.
Отряд де Рошфора заняли Амерсфорт (17) - город к северо-востоку от Утрехта. На следующий день он продолжает движение на север, достигнув крепости Наарден (18): гарнизон последнего, узнав о приближении французов, оставляет крепость и отходит на запад, в Мюйден.

20 июня.
Французы подходили к Утрехту. 17 июля в окрестности города прибыл сам Людовик XIV, став лагерем у деревеньки Цейст, к востоку от города. Сюда стали стягиваться французские войска, в лагерь короля приезжают высшие чины - герцог Орлеанский, герцог Энгиенский, англичанин герцог Монмут и прочие (за исключением принца Конде, остававшегося на лечении раненой руки в Арнеме). На следующий день король отправил для овладения Утрехтом отряд под командованием генерал-лейтенанта Ла Фейада, с прошлого года заменившего де Граммона на посту командира полка Французской гвардии. Город, как известно, обороняться не собирался, и потому 20 июня навстречу французскому монарху вышли представители магистрата, торжественно предлагая Людовику XIV ключи от города. Один из крупнейших и важнейших городов Республики Соединенных провинций оказался в руках французов, а новым губернатором Утрехта был назначен Рошфор. Людовик XIV сдачу города принял, но посетил его лишь четыре дня спустя, 24 июня, да и то инкогнито (т.е. не выходя из кареты).

Утрехт и окрестности.


.
Делегация Республики преподносит Людовику XIV ключи от Утрехта (художник - Ламберт де Хондт).





В тот же день, 20 июня, произошло ещё одно важное событие, фактически изменившее ход кампании - на поля Республики хлынула морская вода... 

(Продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий