вторник, 20 октября 2020 г.

 

Французский Потоп (1672 год).
Глава шестая. 
Потоп посреди "потопа" (20 июня 1672 г.).

…………………..


К 18 июня принц Оранский отошел к западу от Утрехта, за Вюрден. Этот новый (а точнее - последний) рубеж обороны именовался "водной линией" ("ватерлинией") и опирался на на ряд пунктов ("пять постов"), призванных защитить провинцию Голландия, в т.ч. крупнейшие города Республики - 200-тысячный Амстердам, 72-тысячный Лейден, 50-тысячный Харлем, 30-тысячную Гаагу и др. Свою штаб-квартиру принц расположил в Ниувербрюге - здесь в его распоряжении имелось два пехотных (1400 человек) и 4 кавалерийских полка с пятью испанскими эскадронами (2000 кавалеристов). Граф Хорн с полком пехоты (600 человек) и двумя полками кавалерии (700 человек) стал позади Аудеватера. Южнее, в Шонховене, позиции занял маркиз де Лувиньи (полк пехоты в 500 человек, а также два полка голландской кавалерии и два эскадрона испанцев в 1000 человек). Фельдмаршал Вюрц занимал Горинхем, имея 2 полка пехоты (1200 человек), 2 полка голландской кавалерии и два испанских эскадрона (1500 всадников). Наконец, престарелый фельдмаршал, принц Иоганн-Мориц Нассау-Зиген командовал северной группировкой в Мюйдене: полк пехоты в 600 человек, два полка голландской и два эскадрона испанской кавалерии в 1400 человек. Этот отряд прикрывал дорогу на Амстердам - который тут же начали готовить к обороне. Город защищало 26 бастионов, прикрытых рвом, однако часть укреплений с западной стороны (между воротами Гарлем и Лейдсе) были недостроены. Этими работами (которые будут закончены в конце августа) занялся инженер Дюмон. Первоначально для обороны города имелось 54 роты пехоты и артиллерии, затем стали прибывать подкрепления и в итоге гарнизон Амстердама усилился до 13 тысяч человек.

После захвата Наардена французские войска двинулись в сторону Амстердама, до которого теперь оставалось каких-то полтора десятка километров. 20 июня Мюйден (один из важнейших пунктов, считавшийся ключом к столице республики) едва не попал в руки французов: гарнизон спешно покинул замок Мюйдерслот, и лишь бдительность принца Иоганна-Морица, успевшего перебросить сюда отряд солдат за пару часов до подхода противника, спасли не только этот пункт и дорогу на Амстердам, но и всю линию обороны армии принца Оранского (герцог Омаль, автор семитомной истории принцев Конде, впоследствии упрекал Рошфора в нерешительности и потере драгоценного времени). 
Последний, в сложившейся ситуации "враг у ворот", вынужден был незамедлительно приступить к выполнению плана затопления этого района страны.

Замок Мюйдерслот, современный вид.

............................

Как известно, Республика Соединенных провинций - лишь часть значительного региона в северо-западной Европе, издавна именуемого "Нидерландами" ("нижние земли"): после победы революции и образования Республики регион фактически разделился на две части: северные, по большей части - протестантские (собственно Республика) и южные, католические , они же - "испанские", Нидерланды). Если скупость и определенное стремление к наживе голландцев (именно так в просторечии называли жителей Республики)- тема отдельного разговора, то трудолюбию простого народа этой страны могли позавидовать все соседи: треть современной территории так или иначе была отвоевана у моря, осушенные участки моря известны под названием "польдеры". 
Постройка первых дамб датируется  VII веком, а начиная с X века этот процесс становится активнее. Долгое время страна страдала от естественных наводнений. Самое ужасное из них произошло 1 ноября 1570 года в праздник, по названию которого событие и вошло в историю как "Наводнения дня всех Святых": штормовой прилив поднял уровень воды на четыре метра, и, как писалось в хронике, "От Голландии до Ютландии за одну ночь все превратилось в дикую водную пустыню. Ни одна дамба не выстояла, ни одна деревня не осталась целой, в волнах упокоилось больше 100 000 человек". Адриан де Кракер из Амстердамского свободного университета проанализировал историю наводнений в своей стране за последние полтысячелетия и в 2015 году опубликовал своё исследование, в котором пришел к выводу, что треть из них были преднамеренными (т.е. искусственными). Считается, что впервые голландцы открыли шлюзы и разрушили дамбы для борьбы с захватчиками по время революции - в 1573 году таким образом была снята испанская осада с города Алкмара. Впоследствии голландцы применяли этот метод неоднократно, причём порой приходилось жертвовать целыми городами: так, в 1584 году в результате разрушения дамбы у города Сефтинге последний погиб и навсегда исчез с карты Нидерландов.

Карта осушения территории Нидерландов. Цифрой "1" обозначены территории, осушенные в период 1200-1600 годов, цифрой "2" - в период 1600-1900.
И книги Л.Г.Бондарева "Суша, отвоеванная у моря".



Вольтер о ситауции в Республике Соединенных провинций в те дни писал: "Провинции Утрехт, Оверейссель и Гельдерн были покорены. Амстердам был в ожидании момента своего разорения - евреи, жившие здесь, предлагали заплатить интенданту принца Конеде Гурвиллю два миллиона гульденов, чтобы откупиться от грабежей. уже был взят Наарден. Пятьдесят тысяч семей были готовы покинуть страну."

Совремееный историк, Эрик Дешодт: "Двадцатого июня доведенные до отчаяния голландцы открывают шлюзы. Огромное пространство заливает вода, и грандиозное наступление захлебывается. Французы не имеют ни малейшего представления об устройстве шлюзов; когда они пытаются что-то делать, то лишь усугубляют свое положение."


Размещение армии Республики под руководством принца Оранского на "ватерлинии" и районы затопления на июнь 1672 года.

20 июня были открыты шлюзы Мюйдена - морская вода хлынула на поля, однако происходило это не так быстро, как предполагалось, и даже на следующий день французы имели возможность продолжить движение. Кроме того, заявления голландских историков о героизме населения, решившего затопить свою страну чтобы остановить французов, не совсем верны. Да, среди жителей Республики были и паника, и желание защищать страну, но открытие шлюзов было, в первую очередь, заранее спланированной военной акцией, и в некоторых местах войска принца Оранского даже встретили сопротивление местного населения, для которого затопление полей было настоящей катастрофой. Тем не менее, французская армия оказалась отрезанной как от Амстердама (после затопления оказавшегося на образовавшемся таким образом острове), так и от провинции Голландия в целом.
"Путь Солнцу преграждает Вода", как аллегорически пишет французский историк Птифис. С момента переправы французов в Тольгюйсе до открытия шлюзов прошло всего-то чуть больше недели, однако напряжение внутри Республики росло, а Людовику XIV казалось, что уничтожение голландцев - вопрос уже не кампании, а пары недель. Но именно событие 20 июня позволило французам "почти победить"...


Было ясно, что Республика потерпела поражение. Данный акт затопления можно расценивать как красивую и отчаянную попытку удержать то, что осталось - пока французы заняты оккупацией остальных территорий, а голландская дипломатия упорно работает сразу на две стороны: мир с Францией и поиск помощи от соседей. Всё, что осталось боеспособным от армии Республики, держалось на "ватерлинии" и ждало развязки - военной, политической и дипломатической...

(Продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий