вторник, 24 ноября 2015 г.

Сражение при Стейнкерке, 3 августа 1692 года.

Часть вторая. Король Англии против маршала Франции.

Осада Намюра не вошла в послужной список маршала Люксембурга. Не смотря на то, что маршал приболел (по одной из версий это была легкая форма лихорадки, подхваченной им из-за плохой погоды), его задача была не менее важной: прикрытие осады с севера, где собиралась армия Альянса. В начале кампании противник располагал не более чем 27 тысячами солдат, охранявших окрестности Брюсселя, однако после открытия французами военных действий принц Оранский (французы упорно продолжали не признавать его королем Англии), прибывший в Брюссель 19 мая, стал стягивать подкрепления для марша на юг и деблокады Намюра. Впрочем, в этой кампании армия Людовика XIV была сильна как никогда - даже после выделения 46 тысяч против Намюра у Люксембурга оставалось еще 60 тысяч солдат и 64 полевых орудия (66 батальонов и 209 эскадронов согласно дневнику Данжо на 1 июня), с которыми он расположился лагерем возле Жамблу.

Выступив из Андерлехта, через Левен и Монтенекен во главе 30-тысячной армии (40 бат. и 32 эск. англичан, немцев и голландцев), принц Оранский подтянул от Гента испанские полки курфюрста Баварского, дождался подхода английских и голландских частей и вскоре подошел к ручью Мегиньи, отделявшего его от армии Люксембурга. В распоряжении принца было уже 85 батальонов пехоты и 188 эскадронов кавалерии и драгун - всего порядка 80 тысяч солдат: англичане, голландские национальные и вербованные части, а также контингенты немецких союзников. Это была весьма значительная сила, и Люксембургу пришлось запросить у короля подкреплений. Людовик XIV понимал, что если Люксембург не остановит оранского принца - осада Намюра сорвется, что больно ударит как по самолюбию самого короля, так и по престижу французского оружия в целом. Соотношение сил осадного корпуса и гарнизона Намюра выглядело весьма значительным (6:1), а после того, как принц Барбансон был оттеснен в цитадель, для ее осады вполне хватало и 20 тысяч - так что король вполне уверенно смог выделить для усиления армии прикрытия сильный контингент.Когда в начале июня Оранский принц подошел к Мегеньи, на противоположном берегу его уже ожидала мощная французская армия в 82 батальона, 288 эскадронов и 80 орудий (из которых 26 бат. и 41 эск. недавно прибыли от Людовика XIV). Противостояние закончилось тем, что союзническая артиллерия начала обстрел французского лагеря - Люксембург, во избежание ненужных потерь, отошел на пол-лиги назад. Принц начал подготовку к переправе через Мегеньи, было построено несколько мостов. 9 июня Люксембург сообщал королю, что скорее всего на завтра принц атакует. Однако сражение так и не состоялось. Одной из причин тому были проливные дожди: ручей Мегеньи разлился нас только широко, что провести переправу оказалось практически невозможным. В итоге все закончилось тем, что принц переместил армию немного западнее, что также сделал и Люксембург. Теперь лагерь последнего располагался настолько близко к осадному корпусу, что при атаке со стороны принца король мог поддержать маршала свежими силами, а многочисленные мосты и броды через Самбру позволяли перебросить с правого берега дополнительные части.
Поскольку Люксембург не пускал войска Альянса к Намюру с севера, принц Оранский решил провести хотя бы диверсию. Для этого он выделил 6-тысячный кавалерийский отряд под командованием генерала Тилли-Тсеркласа, которому было поручено двинуться на юго-восток к Гюи, усилиться местным гарнизоном и напасть на армию Буффлера, блокировавшую Намюр с правого берега Самбры, с тыла. Однако французы вовремя предупредили этот маневр, а после того, как Намюр пал - принцу Оранскому уже некуда было торопится. Расположившись в районе Жемаппа (против стоящего у Суаньи Люксембурга), он ждет подкреплений.
В числе прочих ожидаемых Вильгельмом войск - 9 тысяч ганноверских солдат (в обмен на эту помощь император пообещал сделать ганноверского правителя курфюрстом). Кроме того, король Англии не может атаковать французов, пока не подошли и английские полки: часть пехоты и кавалерия уже прибыли, но 17 батальонов еще были на марше.
Подавление якобитского восстания в Ирландии позволило Вильгельму впервые в этой войне отправить на континент значительное число полков английской армии. Согласно Кастексу ("Англо-французские сражения от Тридцатилетней войны до войны Аугсбургской Лиги"), в 1692 году Англия поставила под ружье 66 тысяч солдат, из которых 40 тысяч сражались на материке: 17 тысяч иностранцев, а также 23 тысячи британцев - 5 тысяч англичан, 18 тысяч ирландцев и шотландцев). Степлтон ("Армии Альянса в 1688-97 гг.") пишет, что по данным на лето 1692 года английская корона держала под ружьем 77 батальонов пехоты, 31 кавалерийский и 10 драгунских полков, из которых иностранных частей - 21 батальон, 14 кавалерийских и 2 драгунских полка соответственно). Из этого числа 44 батальона, 24 кавалерийских и 4 драгунских полка были сосредоточены в Нидерландах. В то же самое время Голландская республика в эту кампанию выставила в поле 70 пехотных и 29 кавалерийских и драгунских полков, из которых лишь 7 полков пехоты не вошли в состав армии Альянса и остались для охраны границ.
Наконец, собрав все возможные силы, принц Оранский решился наступать. Союзная армия располагалась лагерем на левом берегу ручья Сен, между Халле и Тюбизом. В ночь со второго на третье августа 61 батальон пехоты и 117 эскадронов кавалерии общей численностью примерно 80 тысяч человек выступили тремя колоннами (каждой маршевой колонне было передано 400 пионеров для расчитки проходов) в сторону французского лагеря - растянувшегося позади Энгиенна, от Шартрёфа на левом фланге до городка Стейнкерк (иначе: Штейнкирхен) на крайнем правом...


Положение армий сторон у Мегиньи на 8 июня 1692 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий