среда, 18 ноября 2015 г.

Сражение при Стейнкерке, 3 августа 1692 года.

Часть первая. Фламандская кампания 1692 года: планы и подготовка, военный смотр в Живри и осада Намюра.



После успешного овладения Монсом и славного кавалерийского боя при Лезе в 1691 году, на следующий год Людовик XIV обратил внимание на другую мощную крепость Испанских Нидерландов - Намюр. Кампания 1691 года заставила обратить на подготовку к предстоящему походу самое серьезное внимание. Интенданты Шампани и Пикардии готовят более двух миллионов рационов в районе Самбры и Мааса. Вобан отправлен в Эно для подготовки большой осады, командующий артиллерией во Фландрии де Виньи получил приказ обеспечить снабжение армии большим количеством экипажей. В Динане, Филиппвилле и Мобеже одной только муки свозится 40 тысяч 200-фунтовых мешков, в Мезьер, Ландреси и Монс - еще 45 тысяч мешков.

Кроме того, была произведена реорганизация армии: так, перед началом кампании численность солдат в ротах увеличена на 5 человек, а число рот сокращено с 17 до 13 (рота строилась в 5 шеренг, к концу кампании - в 4).
Лорж командует в Германии, Ноайль - в Каталонии, Катина - в Пьемонте, Люксембург - во Фландрии, корпус Буффлера располагается на Маасе. Маршал Бельфон готовился в Нормандии к вторжению в Англию. Французские армии, развернутые для предстоящей кампании, составляли: 13 тысяч в Каталонии у Ноайля, 45 тысяч в Пьемонте у Катина, 30 тысяч у Лоржа на Рейне. Главная ударная группировка короля в Испанских Нидерландах насчитывала 84 тысячи человек - 44300 пехоты, 31300 кавалерии и 8400 драгун, и сначала похода это число только росло.
Покинув Версаль 10 мая, Людовик отправился к действующей армии. 12-го он был в Компьене, 16-го достиг Кенуа, а 17 мая король, в сопровождении двора и Дофина, прибыл к войскам, расположившимся в окрестностях Монса.
Здесь собралось 104 батальона и 299 эскадронов (не считая отдельного корпуса под командованием генерал-лейтенанта Буффлера, который тем временем находился в Рошфоре с 16 батальонов и 60 эскадронов). Артиллерия армии состояла из 196 пушек (в т.ч. 66 24-фунтовых) и 67 мортир, транспорт - 6 тысяч повозок и фур.
То, что произошло около Живри, стало одним из самых масштабных и ярких событий если не всей эпохи - то, как минимум, в жизни самого короля Франции. Людовик XIV сделал то, о чем мечтал еще год назад - но тогда, весной 1691 года, идея "короля-актера" сделать войну красивым театральным действом не сбылась из-за военного министра Лувуа. Последний был категорически против того, чтобы вызвать на театр военных действий для открытия кампании роскошный версальский двор (в первую очередь - по финансовым причинам). Теперь же королю никто не мешал развернуть в окрестностях Монса более ста тысяч солдат под сотнями знамен и штандартов для невероятного по своим масштабам военного смотра, который могли лицезреть самые знатные и роскошные представители французской знати...
Вот как вспоминает об этих событиях Сен-Симон, в то время служивший в рядах королевских мушкетеров:
"Король с дамами выехал 10 мая 1692 года, а я весь поход, продолжавшийся два месяца, проделал, как и остальные мушкетеры, верхом, вместе с ротой и слугами. Армия короля собралась в лагере близ Живри. Армия герцога Люксембургского соединилась с ней почти тотчас же. Дамы были в Монсе, в двух лье оттуда. Король привез их в лагерь, где устроил для них обед, а потом смотр, равного по великолепию которому, наверно, никогда не было: обе армии выстроились двумя линиями, растянувшимися на три лье в длину, так что правый фланг герцога Люксембургского смыкался с левым флангом армии короля. Пробыв в Живри десять дней, армии разделились и двинулись вперед".
23 мая французская армия двинулась к Пиетону - по направлению к Намюру. На следующий день был разбит лагерь у Сент-Аманда близ Флерюса, 25-го - у Мази. Здесь было принято решение об разделении армии на несколько отрядов. Принц Конти с четырьмя бригадами кавалерии и 1500 пехоты двинулся к Ведрину и блокировал Намюр с востока; войска под командованием Хименеса перешли Самбру для обложения Намюра с запада; Юмьер расположился за Ведрином, Буффлер подошел к Намюру с юга. В целом Людовик XIV подошел к Намюру с армией в 40 батальонов и 90 эскадронов (32 тысячи человек), в то время как маршал Люксембург с полевой армией 66 батальонов и 209 эскадронов (примерно 60 тысяч солдат и 64 полевых орудия)развернулся на север, прикрывая осадную армию короля от ожидаемого движения англо-голландцев. Помимо этого, еще несколько отрядов должны были обеспечивать прикрытие предстоящей осады: две кавбригады Куаньи выдвинуты к Шастеле в сторону Шарлеруа, Жуайез оставался на Мозеле у Мон-Ройала, а Мольевр с 3 батальонами и 26 эскадронами - на охране линий коммуникаций.
26 мая король расположил свою штаб-квартиру у деревни Флавенн, на берегу Самбры западнее Намюра.
Намюр с 12-тысячным населением считался сильнейшей крепостью Испанских Нидерландов, а в 1691 году столица Валлонии была дополнительно усилена голландским инженером Кегорном. Поскольку слабым местом обороны крепости были возвышенности северо-западнее Намюра, Кегорн построил отдельный форт, известный сначала как "форт Кегорн", а затем переименованный в "форт Вильгельм". Укрепление представляло собой допольнителный усиленный горнверк "Terra Nova", отделенный оврагом от горнверка крепости. Гарнизоном Намюра командовал 49-летний Октав де Линь-Аренберг, принц Барбансон - Губернатор провинции Намюр (с 1675 г.) и кавалер ордена Золотого Руна (1682 г.). Современники писали, что что он был умен и обладал той веселостью духа, которая так нравятся сильным женщинам и не нравятся сильным мужчинам. Собственно гарнизон составляли: три испанских полка (don Juan Francisco Manrique, de don Gaspar de Zúñiga, de don Gaspar de Rocafulle) - всего 1000 человек, четыре валлонских полка (comte de Thiant, du comte de Mouscron, du comte de Fallaix, du comte de Grobbendoncq) - 1000 чел., два бранденбургских полка (1000 чел.), три голландских (1500 чел.), а также 200 кавалеристов полка "du régiment du mestre de camp Wodemont", 1 драгунская рота и вольная рота кавалерии. Помимо этого, еще шесть голландских полков, численностью примерно 2500-3000 чел., защищали форт Вильгельм. Главным помощником Барбансона при обороне был Кегорн. В целом, крепость была хорошо подготовлена к обороне, за исключением одного момента: еще марте Барбансону было выделено 24 тысячи ливров для защиты города, однако через два месяца (т.е. буквально накануне появления французов) деньги забрали обратно для обеспечения предстоящих операций союзников против Ата и Шарлеруа. Это была серьезная оплошность, отразившаяся не столько на собственно военных моментах осады, сколько на боевом духе части гарнизона в целом.
Что касается боевого состава французской армии на начало кампании, исследователь фламандских кампаний шевалье де Борен исчисляет силу французов в лагере у Живри на 21 мая в 94 батальона и 299 эскадронов. Согласно тому же Борену ордер баталь на июнь таков:
- Люксембург: 81 батальон и 215 эскадронов.
- Буффлер: 19 батальонов и 52 эскадрона.
Всего: 100 батальонов и 263 эскадрона.
Мемуарист Данжо говорит о 66 батальонах и 209 эскадронах в армии прикрытия (Люксембург), а также о 69 батальонах и 89 эскадронах в осадном корпусе (Людовик XIV).
Всего: 135 батальонов и 298 эскадронов.
Разницу можно объяснить тем, что король время от времени отсылал Люксембургу подкрепления. Так, например, пехотная бригада Сюрвиля в составе 9 батальонов у Борена указана в боевой линии армии Люксембурга, у Данжо - в составе осадного корпуса, а 2 батальона полка Ройал Комту у Борена в составе бригады Альберготти, у Данжо - в составе бригады Сольре (в обоих случаях - в боевой линии армии Люксембурга), и т.д..
Осада Намюра датируется в промежутке между 25 мая и 30 июня. Не вдаваясь в подробности осады, отметим, что собственно осадные работы под руководством Вобана начались в ночь на 30 мая открытием первой параллели. Наличие 20 тысяч французских и валлонских рабочих, собранных под стенами Намюра, позволило в первую же ночь провести траншеи едва ли к самому гласису крепости - в каких-то 80 туазах (примерно полторы 150 метров), и уже 31 мая пять батарей французской осадной артиллерии открыли огонь по укреплениям. Через две недели, 12 июня, французы овладели фортом Вильгельм и расположили там батареи для обстрела самой крепости, но бомбардировка задержалась по причине распутицы (плохо подвозились боеприпасы). Защитники отошли в цитадель, и Вобан предложил королю нарушить договор и продолжить атаку со стороны города - иначе осаду пришлось бы снять вообще.
В субботу 28 июня 16 французских рот атаковали одним из контрэскарпов Намюра, и не останавливаясь к вечеру овладели и вторым. 29-го король лично присутствовал в траншеях. 30 июня принц Барбансон капитулировал. Из первоначальных 8300 защитников Намюра к моменту сдачи осталось 1900: 400 испанцев, 300 валлонцев, 600 бранденбуржцев и 600 голландцев, т.е. менее четверти, причем потери от дезертирства были больше боевых. Так, по ислледованию Мишеля Вироля потери гарнизона Намюра составили 3652 убитыми и ранеными и порядка 2800 дезертирами. Данные о французских потерях: 1100 убитыми и 1600 ранеными (по полковым документам и данным госпиталей). При осаде французами было потрачено 108 тысяч фунтов пороха, 8 тысяч бомб, а пушки сделали 45 тысяч выстрелов.
Новым губернатором Намюра Людовик XIV назначил Гискара, о котором все тот же Сен-Симон писал:
"Он имел чин бригадного генерала, но отличался крайним легкомыслием и приверженностью к удовольствиям. У него уже было губернаторство в Седане, которое он сохранил за собой и которое получил от де ла Бурли, своего отца, королевского вице-губернатора, а еще он был губернатором Динана, каковой тоже был оставлен за ним. Велико было удивление этим назначением, и столь же велика была скорбь намюрцев, привыкших к тому, что губернаторами у них состояли только самые знатные нидерландские вельможи. У Гискара достало ума возместить все, чего ему недоставало, такой приветливостью и щедростью, а также весьма умелым и исправным управлением этой областью, на которую столь многие зарились, что он навсегда завоевал сердца и доверие как жителей своего губернаторства, так и войск, оставленных под его началом."
Во вторник 1 июля король встретился с Буффлером и Люксембургом в аббатстве Флоренн, обсуждая планы кампании. После осады 10 бат. и 40 эск. посланы маршалу Лоржу в Германию (которому противостояло 20 тысяч маркиза Байрейта и ландграфа гессенского).
Потратив по традиции немалые суммы на вознаграждения генералов и офицеров (например, Вобан за овладение Намюром получил 40 тысяч экю), сделав несколько новых назначений и даже пожертвовав денег ближайшему кармелитскому монастырю, в четверг 3 июля король отобедал в аббатстве Мулен с Люксембургом (которого оставил командующим армией в Испанских Нидерландах), покинул войска и по маршруту Динан-Живе-Лан-Суассон вернулся в Версаль. Сен-Симон писал об этом с нескрываемым сожалением:
"Я надеялся, что компанию завершит Монсеньер и я окажусь среди тех мушкетеров, что останутся при нем, но вышло все иначе, и я с сожалением отправился вместе со всей ротой в Париж".
Первая, "королевская", фаза кампании 1692 года во Фландрии закончилась. Теперь все перешло в руки маршала Люксембурга...

...................

Комментариев нет:

Отправить комментарий