суббота, 30 ноября 2019 г.

Артиллерийско-инженерный корпус Людовика XIV.

Часть 4: Артиллерийский и инженерный парк французской армии.

Артиллерийский парк французской армии, как и обоз, состоял из "бригад". Штатно в бригаду парка полевой артиллерии входило две 8-фунтовых и восемь 4-фунтовых пушек, перевозимых 40 лошадьми, а с учетом материальной части в бригаде было 96 лошадей.
В 1690 году артиллерийский парк трех французский армий (Фландрии, Германии и Мозеля) насчитывал в общей сложности 90 полевых орудий, в т.ч. 12 тяжелых (24- и 16-фунтовые) и 78 легких (8- и 4-фунтовые). Боезапас для последних составлял порядка 150 ядер на каждое орудие. В следующем году артиллерийский парк Фламандской армии, возглавляемой королем, составляли 72 орудия (36 8-фунтовых и столько же 4-фунтовых, по 10 запасных лафетов), 150 повозок с боезапасом в 12 тысяч ядер и 2 полевых кузницы - с экипажами на 1000 тягловых лошадей.

Французская артиллерия на марше (художник Эжен Лельевр).


Осадный парк французской армии был ещё более внушительным. В начале Девятилетней войны для борьбы за фламандские крепости на севере Франции (Дуэ, Валансьенн, Турне) было сосредоточено 96 стволов восьми типов: десять орудий 33-фунтовых, тридцать шесть 24-фунтовых, четыре 16-фунтовых и восемь 12-фунтовых, а также тридцать восемь мортир (две 18-дюймовых, двадцать четыре 12-дюймовых, двенадцать 8-дюймовых). Боезапас составлял 68 тысяч ядер и 7200 бомб, для перевозки которых имелось порядка двухсот повозок, а запасы пороха исчисляются в миллион фунтов.

 Для преодоления водных преград в местах, где не имелось постоянных мостов, использовались наплавные, или понтонные мосты - конструкция, известная еще с древних времен. В зависимости от ширины водной преграды они подразделялись на несколько типов; нередко использовались подручные средства (лодки разных типов, реквизируемые на месте), однако уже в конце XVII века появился некий стандарт штатных армейских понтонов.
Понтонный парк французской армии при Людовике XIV составляли "медные суда", представлявшие собой деревянный каркас, обшитый медными листами ("досками").
Важную роль в развитии этой технологии сыграли известные французские генералы-артиллеристы и инженеры. Одним из них был де Виньи (командир бомбардиров французской армии) - длина понтона, принятого во Франции при нём, составляла 17 футов, ширину имела 5 футов, высоту - 26 дюймов (примерно 5 на 1,5 на 0,6 м. соответственно).

Французский понтон конца XVII века "по манере Виньи" (из книги Сен-Реми "Артиллерийские записки")
В 1672 году при армии, вторгшейся в Республику Соединенных провинций, состояло три понтонных экипажа: один с медными понтонами и два, составленные из обычных лодок, собранных на Маасе и Рейне. Понтонный экипаж ("бригада" - как в артиллерийском парке или обозной службе снабжения) во французской армии того времени "как боевая единица" состоял из 100 лошадей, которые перевозили 20 понтонов, а также все необходимые материалы для наведения моста на четырех дополнительных повозках. Упряжка в четыре лошади тянула полторы тонны полезного груза:
- специальный передок (весом в полтонны) для перевозки понтона.
- собственно понтон (также полтонны весом, и которых половину составлял каркас, половину - обшивка из медных листов).
- 8 брусов (для соединения между собой понтонов), 10 досок (для устройства настила), веревки и проч. (также общим весом в полтонны). Дерево использовалось преимущественно из ели (как более легкое, а также более упругое, что было важно при возможном перегрузе).

Французский передок для перевозки понтонов
Для наведения понтонного моста в разных регионах требовалось разное число понтонов. Так, для переправ через широкие реки (Рейн) предполагалось 70 понтонов (90 - при весенних разливах) при ширине понтона в 14 футов, в Италии - мост из 40 понтонов 6-футовой ширины. Собственно мост либо наводился непосредственно от берега до берега (на нешироких реках со слабым течением), либо строится вдоль берега реки, после чего разворачивается по течению. Для наведения понтонного моста (именуемого "pont de bateaux") требовалось владеть обеими берегами реки, поэтому первоначально на лодках или вплавь на противоположный берег переправлялся отряд, которому надлежало обеспечивать безопасность работ. За ним следовали рабочие с кабестанами (лебедками) и канатами.

Понтонная переправа: Фландрия, 1694 г. (слева) и Испания, 1704 г. (справа)
Для устройства моста из 20 понтонов полагалось иметь 8 специалистов (4 мастера с 4 напарниками). С конца XVII века понтонный мост наводился по т.к. "методу Фрезельера" - от имени еще одного французского генерала. Понтоны, интервал между которыми обычно составлял 9 футов, жёстко скреплялись между собой брусами 5-дюймовой толщины, поверх которых из двухдюймовых досок укладывался настил шириной 4 метра. Такой мост позволял переправлять не только пехоту и кавалерию, но и тяжелую артиллерию (до 24-фунтовых пушек включительно).

Схема понтонного моста по методу Фрезельера



2 комментария:

  1. Подскажите, откуда данные об осадном арт парке на начало 9ЛВ? И нет ли данных о его составе (кол-во рудий и калибры) ближе к 1700 г. или на начало ВИН?

    ОтветитьУдалить
  2. Данные по артиллерийскому парку - из книги Бельома о французской армии на 1690 год. А данные на конец XVII-го и начало XVIII веков можно посмотреть в "Мемуаре" 1697 года Сюрирея де Сен-Реми (о нем будет чуть позднее), "Исследованиях прошлого и будущего артиллерии" (совместная работа Наполеона Третьего и полковника Фаве),"Истории артиллерии" Брюне, да и много где ещё.

    ОтветитьУдалить