воскресенье, 8 декабря 2019 г.

Артиллерийско-инженерный корпус Людовика XIV.

Часть 6: Артиллерийское производство и подготовка специалистов.

Изготовление литейной формы пушки по способу т.н. "медленной формовки".
В XVII веке активно конкурировали между собой два типа артиллерийских орудий: чугунные и бронзовые. Пушки из чугуна уступали бронзовым по двум показателям. Во-первых, они считались менее надежными из-за низкого качества самого металла (при дефектах литья стрельба из такого ствола становилась опасной), а также по причине быстрого ржавения. Во-вторых, чугунные пушки были заметно тяжелее . Однако имелся и плюс: чугун дешевле бронзы. Так, огромной популярностью в середине столетия пользовались чугунные пушки шведского производства. Своего максимума экспорт пушек из Швеции достиг в 1662 году - 25560 тонн, из которых 23940 тонн (93 %) было закуплено Голландией. Голландцы активно вооружали свой растущий флот - численность которого во Франции на тот момент была относительно невелика. Зато растущей полевой армии и особенно новым крепостям требовались сотни и тысячи новых стволов.

Кольбер, решив поднять французскую промышленность и уйти от традиции закупок вооружения за границей - как было при Ришелье и Мазарини. Он решил отдать предпочтение французским залежам железной руды (медь и олово для производства бронзовых стволов приходилось покупать у соседей). Впрочем, эта затея не дала больших результатов - чугунные французские пушки из Нивернэ слишком часто взрывались на испытаниях (при этом отлитые из перигорской руды, наоборот, имели хорошее качество).


Братья Келлеры: Жан-Жак и Жан-Бальтазар.

Швейцарские мастера братья Келлеры, нанятые на французскую службу, предпочитали работать с бронзой. Так младший из братьев, Жан-Бальтазар (1638–1702), известный прежде всего как литейщик бронзовой конной статуи Людовика XIV (скульптор - Франсуа Жирардон), расположенной на Вандомской площади.
Старший, Жан-Жак (1635-1700 гг.), в 1669 году стал мастером нового литейного производства, основанного в Дуэ - только что ставшем французским городом по итогам Деволюционной войны. Другими центрами артиллерийского литья были пьемонтский Пиньероло (1663), рейнский Брейзак и руссильонский Перпиньян (1666), а также Безансон (1674).
Лучшим составом для отливки бронзовых орудий считалось сочетание шведской или венгерской красной меди с английским оловом из Корнуолла. Келлеры использовали металлы в следующих пропорциях: на 100 фунтов красной меди - 9 фунтов олова и 6 фунтов летона, который получают смешиванием меди с каламином - медяным камнем (последний является цинковой рудой, т.о. при его добавлении происходит легирование сплава).

Пушки братьев Келлеров (экспонаты Дома Инвалидов):
- 12-фунтовая "Le Solide" (калибр - 121 мм., длина ствола - 310 см., вес - 1586 кг. 1688 год).
- 16-фунтовая "Le Combattant" (134 мм. - 310 см. - 2369 кг, 1674 год).
- 24-фунтовая "Le Protecteur" (151 мм.-320 см. - 2271 кг, 1683 год).
Помимо этого, проводились эксперименты в области артиллерии, о которых стоит упомянуть подробнее. Попытки создать новые и эффективные типы орудий предпринимались, пожалуй, в течение всей истории артиллерии, и в начале XVIII века во Франции таких примеров было несколько.
Например, т.н. "новоинвенционные" ("нововыдуманные") медные пушки, имевшие расширенную зарядную камору, что позволяло увеличивать пороховой заряд (что повышало дальность стрельбы), а также сделать ствол более коротким и легким - вес 24-фунтовой пушки уменьшился с 2,5 тонн до 1,5 , а длина - с 3,3 до 2 м.
Другим примером являются экзотические многостволки. Казалось, что время проектов Леонардо да Винчи, а также разного рода "органов" и "сорок" уже прошло - однако в начале войны за испанское наследство французы продолжают экспериментировать в этом направлении. Например, известна спаренная 4-фунтовая пушка, которая представляла собой два отлитых вместе ствола общей длиной 5 футов 4 дюйма (1,65м.), имевших общий запальный канал. Пушка могла стрелять как обычными ядрами, так и соединенными между собой стержнями (стержни вставлялись каждый в свой ствол, а соединительная перемычка оставалась снаружи). Понятно, что добиться синхронности выстрела сразу из двух стволов было крайне трудно, оттого данных об эффективном использовании этих "спарок" нет.
Также существовал вариант, в котором в ложбине между двумя стволами чуть выше располагался третий ствол (либо тройной ствол отливался единым, после чего в нем высверливались каналы), при этом все три ствола также имели общую зарядную камору.
Автором идеи "трехстволок" считается некий монах-августинец из Венеции по имени Джакомо-Мария Фигари. В ноябре 1703 года гран-мэтру артиллерии, внебрачному сыну Людовика XIV герцогу дю Мэну, был представлен первый опытный образец. Похоже, испытания были успешны, поскольку было заказано 50 подобных орудий (характерно, что Фигари имел немалую прибыль от этого проекта - по 50 ливров с производства одной пушки).
Стенки ствола недостаточно толстые, что говорит о назначении к стрельбе в основном картечью и на близком расстоянии. Т.о., новоизобретенные пушки должны были использоваться для непосредственной поддержки пехоты в ближнем бою, поскольку французы серьезно уступали англо-голландцам в эффективности залпового ружейного огня. Да и скорострельность (при необходимости заряжать сразу три ствола) наверняка оставляла желать лучшего.
Пушки выпускались нескольких калибров: так, в коллекции Тауэра находятся две 5-фунтовых и восемь 4-фунтовых французских трехстволок этого периода. Также известны 6-фунтовые и 8-фунтовые трехстволки: длина ствола первых составляла 46 дюймов (116,8 см.) при весе в 490 кг., у вторых - 60 дюймов (152 см.) и 905 кг. соответственно.

Трофей из коллекции Королевского артиллерийского музея. Взят в 1709 году при Мальплаке.
В своих мемуарах английский капитан Питер Дрейк писал о кампании 1706 года: "В этом году французы привезли в своем обозе трехствольные пушки; новое изобретение, с которым они были осторожны и постоянно прятали их - пока не вышли на равнину Рамильи...". Впрочем, на тот момент это "супер-оружие" уже не было для союзников секретом - первый образец был захвачен англичанами за год до этого, 17 июля 1705 года при прорыве "линии Брабанта" у селения Эликсем. Позднее еще несколько было захвачено при Рамильи (1706) и Мальплаке (1709), также известно об использовании французами трехстволок в сражении при Вейнендале (1708). Ныне эти пушки выставлены в нескольких английских музеях: оружейная палата Тауэра и Королевский артиллерийский музей в Вулвиче (Лондон), "Royal Armouries Museum" в форте Нельсон (Портсмут).

8-фунтовое трехствольное орудие (Тауэр, Лондон). Взято в 1706 году при Рамильи. Инвентарный номер "XIX.51"
Тот же тауэрский "XIX.51" - из каталога музея.
Не будучи довольным действиями артиллерийских офицеров во время Голландской войны, сразу же после ее окончания Лувуа организует в Дуэ первую артиллерийскую школу для подготовки специалистов, впоследствии появилось еще несколько подобных заведений.
Через три года, в 1682 году, во Франции начата подготовка дворянских детей для будущей службы в артиллерии. В королевском ордонансе говорилось: "Во время стольких славных кампаний, король, учитывая необходимость располагать многими офицерами, основал во многих местах своего королевства роты молодых людей, сыновей дворян или людей дворянского сословия, которым дал имя кадет. Их обучали всем военным упражнениям. Когда их считали пригодными для командования, их назначали офицерами в армию. Эти роты, так же как и другие школы, в которых обучали военному искусству, постоянно поставляли очень хороших подданных". Было создано десять подобных школ (рот) общей численностью личного состава в 4000 человек.Принимавшиеся в них именовались "кадетами", что переводилось с французского как "будущий маленький капитан".

Расположение кадетских рот в 1688 году.
Эти и другие меры привели к тому, что уровень специалистов и материальной части постепенно, но улучшался, а соотношение числа орудий в полевой армии во второй половине XVII века выросло. Если при Рокруа (1643) принц Энгиенский имел 14 орудий на 22 тысячи человек, то со времени Девятилетней войны становится неким правилом иметь минимум 50 орудий (при 100 выстрелах на каждое) на 50 тысяч солдат, причем это правило нередко нарушалось в лучшую сторону (70 орудий при 40 тысячах у Люксембурга при Флерюсе) и т.д.


Комментариев нет:

Отправить комментарий