пятница, 17 апреля 2020 г.

Заметки на полях.
Лошади в армии Людовика XIV.



1. Французская кавалерия: общие сведения по составу и численности.



За время самостоятельного правления Людовика XIV (1661-1715 гг.) численность французской армии выросла многократно: с 41 тысячи (на момент смерти Мазарини в 1661 году) до 340 тысяч (здесь: фактическая максимальная численность в период Девятилетней войны). Так, если во время Деволюционной войны она насчитывала порядка 190 тысяч, к концу Голландской войны - 280 тысяч (по крайней мере, по бумагам - из них 116 тысяч составляли гарнизоны), к окончанию Девятилетней войны (по финансовым отчетам за 1696 год) - 410 тысяч только рядового состава (без учета офицеров). Наконец, в начале войны за Испанское наследство (1702 год) - 220,5 тыс. чел., позднее развернута до максимума в 392 тыс. При этом росла и доля кавалерии.


В 1659 году, на момент окончания войны с Испанией, французская кавалерия насчитывала 700 рот, сведенных в 112 полков. По окончание войны большая часть была расформирована - в полном составе, но без лошадей, было оставлено четыре полка (Королевский, Короля, карабинеров Короля и Королевский иностранный), прочие же были сокращены до костяка мирного времени в 50 кавалеристов при командире полка и майоре, но уже в декабре 1665 года было принято решение сформировать 35 полков кавалерии (впоследствии число выросло до 41), и к апрелю 1667 года насчитывалось 206 рот в 45 полках - 10890 человек при 820 офицеров. Позднее полки кавалерии неоднократно расформировывались и создавались заново. К началу Деволюционной войны (1667 год) кавалерия насчитывала 12639 человек. В мирном 1670 году французская кавалерия насчитывала 6,5 тысяч лошадей, два года спустя, перед началом войны с Голландией, наборы новых полков увеличили эту цифру вчетверо ( 25 тысяч). На 1679 год (окончание Голландской войны) французская армия насчитывала 279 тысяч человек (163 тысячи в поле и 116 тысяч в гарнизонах). Из этого числа кавалерия насчитывала 60360 человек и условно состояла из четырех групп:

- "Мезон дю Руа" (элитная кавалерия "Дома короля") представляли собой тяжелую кавалерию в составе двух дивизий резерва: четыре роты "Гард дю Кор" численностью в 1400 человек - в одной дивизии, рота жандармов гвардии, рота шеволежеров, две роты мушкетеров и рота конных гренадер общей численностью в 1200 человек - в другой.
- Жандармерия (так же - тяжелая кавалерия) - третья дивизия резерва: 12 рот жандармов и шеволежеров (в 1690 году появилось ещё четыре роты), всего 1200-1600 человек.
Всего в тяжелой кавалерии (три дивизии) - 3420 человек.
- Легкая ("линейная") кавалерия: 99 полков (от трех до восьми рот в полку) общей численностью 47100 человек.
- Драгуны: 14 полков численностью 9840 человек (в период 1665-1689 годов драгуны формально относились к пехоте).

После войны эта цифра была сокращена до 10 тысяч, в 1690 году (начало Девятилетней войны), вновь выросла - до 38 тысяч. К моменту окончания Девятилетней войны (по финансовым отчетам за 1696 год) французская кавалерия достигла своего исторического максимума и насчитывала 67334 человека рядового состава (без учета офицеров), из которых драгуны составляли порядка 19 тысяч человек (42 полка трехэскадренного состава периода 1690-97 гг.). Во время войны за Испанское наследство численность кавалерии также колебалась: по состоянию на 1702 год - кавалерия и драгуны насчитывали 35140 человек (на 185362 человека в пехоте и артиллерии), год спустя в армиях Рейна, Фландрии, Ломбардии и Пьемонта служило 323 эскадрона, а в 1710 г. на 323665 пехоты приходилось 41973 кавалеристов (максимум - 109 полков периода 1710-1713 гг.) и 16491 драгун (максимум - 35 полков периода 1708-1712 гг.) - всего 377105 чел., из которых 21062 офицеров, и такая численность примерно держалась до окончания войны.


Кавалерист и трубач кавалерийского Тулузского полка, 1700 г. (Художник - Пьер Бениньи)

Полки кавалерии состояли из рот, сводившихся в тактические единицы - эскадроны: организационно эскадрон составляли три роты (в период с 1671 по 1733). Долгое время единственным старшим офицером в кавалерийском полку был "метр-де-камп" (позднее - полковник). Должности подполковника и майора были установлены в период 1685-1686 годов: первый командовал "титульной" ротой полковника, второй выполнял функции помощника командира полка и никакого ротного или эскадронного командования в полку не имел. В мирное время (здесь - на 1681 год) сокращенные кавалерийские роты состояли из 30 человек, драгунские - из 36 (позднее численность колебалась от 30 до 40 человек).

2. Конский состав: проблемы и решения.

Впрочем, лошади в армии - это не одни лишь кавалерийские и драгунские полки, данная цифра не составляет и половины от общего числа потребности армии в лошадях. По состоянию на тот же 1690 год стоит добавить порядка 60 тысяч лошадей, использовавшихся для перевозки ротного имущества, артиллерийского обоза, осадного и понтонного парков, интендантских обозов снабжения и прочего многочисленного имущества армии. Несмотря на то, что недостаток вьючных животных частично компенсировали мулами, необходимость иметь огромное число лошадей долгое время была серьезной проблемой как для военного министерства, так и для государства в целом.

Увеличение поголовья лошадей путем разведения - один из вопросов, который при Людовике XIV так и не смогли толком решить. В циркуляре Кольбера от 5 июня 1663 года говорится, что в интересах короля и страны в целом развивать и поощрять разведение лошадей внутри королевства - чтобы в случае войны не тратить огромные суммы денег для закупок за рубежом (до создания государственных конных заводов Франция тратила около пяти миллионов ливров в год только на импорт лошадей - данные на 1639 год). Не случайно Людовик XIV и его министр так озаботились улучшением национального коневодства. Результатом стало появление новых конных заводов - тем более, что государство поощряло эту отрасль льготами, снижением налогов и т.д. В результате 17 октября 1665 года было издано постановление, гласившее о создании королевских конных заводов для нужд страны.
На тот момент в Европе существовало несколько известных пород лошадей, разводившихся в своих регионах проживания. Самой знаменитой была испанская порода, от которой в XVI–XVIII веках по всей Европе распространяются лошади иберийского (испанского) корня – сейчас их называют "породами барокко". Так, в Нидерландах, скрестив "испанцев" с местными лошадьми, получили знаменитую фризскую (фрисландскую) породу, а в Италии от "испанцев" и "берберов" (североафриканских лошадей) произошла неаполитанская порода.
Впоследствии "фризы" и "неаполитанцы" дали начало ольденбургской породе, основателями которой были граф Иоганн XVI (1573–1603) и его сын Антон Гюнтер (1603–1667). Также испанские и неаполитанские жеребцы дали жизнь одним из лучших пород Северной Европы - мекленбургской и датской. Первая появилась благодаря мекленбургскому герцогу Иоганну‑Альбрехту I (1525–1576), а вторые разводились на основанном в 1562 году королем Дании Фредериком II (1534–1588 гг.) конном заводе близ Фредериксборга (отсюда - второе название, "фредериксборгская" порода). Наконец, владения австрийских Габсбургов были известны двумя породами. В середине XVI века в Кладрубах‑над‑Лабой (Чехия), принадлежавших роду Пернштейнов, был создан конный завод, разводивший лошадей нового типа - на основе испанских и неаполитанских коней. Практически в то же время в Словении начинают разводить другую породу - липицкую (липицианскую) - считается, что лошади этой новой породы отлично показали себя в австрийской кавалерии в битвах с турками в 1680‑е годы.Последний фактор, кстати, являлся основной "статьей" добычи арабских лошадей, захваченных имперцами и поляками в войнах с Турцией (тем более, что мусульмане предпочитали использовать в бою именно кобыл, которых христиане затем активно использовали на конных заводах).
Дело оставалось за Францией.

Первый указ в отношении развития коневодства был принят 17 октября 1665 года, впоследствии свет увидели несколько подобного рода указов (в 1683, 1689, 1695, 1705, 1706 и 1709 годах). Закупленных в северных регионах Европы (Фрисландия, Голландия, Дания) лошадей стали разводить вдоль атлантического побережья Франции (от Булони и Бретани до Гаронны), а берберийских (северная Африка) - в центральной части страны (Пуату, Овернь и др.). За распределение жеребцов-производителей по конным заводам Франции отвечал мсье Франсуа Гедеон де Гарсо, управляющий королевскими конюшнями "Grande Écurie". Кольбер создал всю структуру функционирования коннозаводства. В частности, он является автором регламента, запрещающего случку кобыл с жеребцами, которые не имеют на то разрешения от инспекторов государственных конных заводов. Эта мера дала прекрасный эффект: по данным некоторых историков (например, у генерального инспектора конных заводов Франции Эжена Гайо в его работе "La France chevaline" от 1848 года), к 1690 году прирост королевских конюшен составил порядка 40 тысяч голов, а общее поголовье оценивается в 65 тысяч. Для примера: столетие спустя, на момент расцвета империи Наполеона, на военной службе французской армии состояло 220 тысяч лошадей - с учетом того, что на императора работала практически вся континентальная Европа.
Дело Кольбера было продолжено и после его смерти: в 1717 году выходит в свет и регламент об улучшении отдельных пород. Однако стоит отметить, что при всех усилиях вывести собственную, "французскую", породу так и не получилось - и долгое время качество конского состава французской кавалерии продолжало зависеть от закупок за границей.

Первым в конце XVII века был создан королевский конный завод Сент-Лежер в Ивелинах под Парижем - здесь собирают лучших жеребцов из конюшен, принадлежащих королю. Здесь было собрано 15-20 "эталонных" жеребцов всех пород и порядка пяти сотен кобыл. В начале XVIII столетия завод объединяют с поместьем Рамбуйе, а 1715 году завод переводят в Нормандию, в провинцию Орн, где он и находится до сих пор и называется Ле Пэн.

Тем не менее, по данным советника герцога Вюртембергского, накануне войн 1688 и 1701 годов Франция продолжала закупать лошадей для кавалерии в большом количестве именно за границей (фигурировала общая расходная цифра в более чем сто миллионов ливров). В результате, даже такая богатая земледельческая страна (где лошади как тягловая сила использовались весьма широко), как Франция, не могла выполнить таких требований для огромной французской армии. Военный министр Лувуа не оставляет попыток привести дела в порядок - в 1680 году он определяет требования, предъявляемые к закупкам лошадей для нужд армии. Как писал историк французской кавалерии полковник Дени Богро, предназначенные для ремонта частей тяжелой кавалерии ("Мезон дю Руа" и жандармерия) лошади должны были иметь в холке не менее 1,50 м. (по причине этого, в первую очередь, они и считались "тяжелыми" кавчастями), для легкой кавалерии - 1,45 м., для драгун (которым лошади были нужны не столько для кавалерийских атак, сколько просто для перемещения солдат к месту боя) - 1,37 м. Впрочем, достичь этого так и не удалось: уже в 1691 году цифры пришлось занизить (1,37 м. для кавалерии и 1,32 м. для драгун). Но даже с учетом того, что в то время лошади были ниже современных (как, впрочем, и люди), такие требования на практике едва ли выполнялись. Т.о. не стоит верить красивым батальным полотнам, на которых французская кавалерия лихо гарцует на превосходных скакунах - в реальности все было совсем иначе.


Здесь необходимо немного рассказать о системе снабжения и обозах французской армии того периода.

3. Снабжение и обозы французской армии.


Продовольственные комиссары ("commissaires aux vivres"), отвечающие за снабжение войск продовольствием, были учреждены во Франции еще при Генрихе III, в 1577 году; контроль над их работой осуществляли интенданты провинций. Но вплоть до самого конца XVIII века (когда в 1800 году Бонапарт привел в порядок и эту часть армейской структуры) снабжение армии во время кампании осуществлялось посредством частных подрядчиков, подчинявшихся интендантам. В эпоху Людовика XIV-го "Le Directeur Général des Vivres" - главный директор продовольствия - отвечал за закупку зерна и наём экипажей. В его непосредственном подчинении находились капитаны, которые формировали из этих экипажей "поезда" (именовавшиейся "brigade"). Такая бригада состоял из 25 разнотипных фур и повозок ("caissons", "chariots" и др.), одна из которых перевозила имущество экипажа, остальные - непосредственно муку и хлеб. Личный состав поезда: 1 капитан ("capitaine"), 1 кондуктор ("conducteurs"), 1 кузнец ("maréchal ferrant"), 1 шорник ("bourrelier"), 27 возчиков ("charretiers"), из которых двое - запасные. Итого - 25 фур, 100 лошадей и 31 человек. Изначально для транспортировки использовались фуры грузоподъемностью 800 фунтов, позднее (к 1690 г.) появились фуры грузоподъемностью 1200 фунтов (800 хлебных рационов). Кроме того, при общем недостатке лошадей нередко использовались мулы (одни источники говорят о грузоподъемности мула в 120 рационов, другие - в 190). Таким образом, одна бригада обоза перевозила порядка 19 тысяч рационов, а для снабжения армии в 50 тысяч солдат, потребляющей 75 тысяч рационов хлеба ежедневно, формировались поезда "двухдневного запаса" (на 150 тысяч рационов). Также сюда необходимо добавить транспорт и тягловых животных, необходимых для перевозки вина и пива, дров и проч. ("мясо" старались перемещать своим ходом)/

Французская артиллерия на марше.


На примере Девятилетней войны можно оценить объемы и средства снабжения. В 1690 году во французской армии насчитывалось 46 обозных бригад (т.е. штатно - 4600 упряжных лошадей): поезд армии Германии имел 16 бригад в 1600 лошадей, Фландрии - 12, Мозель и Руссильон - по 6, Пьемонт - 5, Савойя - 1. Но и этого количества со временем оказалось недостаточно. Три года спустя французы имели две отдельно действовавших армии во Фландрии:
- Армия короля в Турне ежедневно снабжалась обозом в 325 фур (1350 лошадей) в 88 тысяч рационов, или 440 тысяч в "пять дней" - для этого обоза магазин, расположенный в Дуэ, поставлял 100 тысяч рационов, Лилль - 80, Турне - 26.
- Для армии маршала Люксембурга в Монсе требовалось 570 экипажей в 3000 лошадей, 131 тысяча рационов в день, или 655 тысяч в "пять дней": Валансьенн поставлял 200, Мобеж - 100, Монс - 355.
Таким образом, только для снабжения войск на одном ТВД было необходимо более четырех тысяч лошадей.
Помимо этого существовал и артиллерийский парк на несколько тысяч тягловых лошадей, армейские обозы и багажи, и др. Так, для укрепления дисциплины и большей маневренности строго регламентировалось количество багажа, который офицеры и солдаты могли везти в обозе. Ордонанс 1673 года позволял иметь на пехотный полк из двух батальонов три повозки, запряжённые четвёркой лошадей, 250 голов скота и 45 вьючных лошадей - всё это добавляло потребность армии ещё в десятке тысяч лошадей. И если даже для строевой службы найти необходимо число лошадей было затруднительно - то можно представить, что за клячи тянули все эти фуры и повозки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий