вторник, 10 ноября 2020 г.

 НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ И НАЗВАНИЯХ ФРАНЦУЗСКИХ КОРАБЛЕЙ.

...............................

Несмотря на то, что флот - далеко не главная тема блога, время от времени рассказ об эпохе можно пополнять и заметками о морских делах.

Фактически родившийся при Кольбере, в период нового времени французский военный флот уверенно занимал одно из ведущих мест по мощи и численности, периодически (и, порой - небезуспешно) соревнуясь за лидерство с англичанами и голландцами. Словарь судов французского военного флота, составленный в 2005 году корабельным лейтенантом ("Lieutenant de vaisseau") Жаном-Мишелем Рошем и охватывающий период "от Кольбера до 1870 года", только с названиями на букву "А" перечисляет ни много ни мало 660 судов всех типов. В их числе на период правления Людовика XIV приходится ровно шестая часть - 110 военных судов всех типов, от перворанговых линейных до брандеров и галер. Понятно, что при таком количестве рано или поздно появились повторяющиеся названия судов - так возникла традиция преемственности, когда имя от погибшего или списанного корабля стало переходить к новопостроенному, того же типа или ранга.

В качестве иллюстрации: Французский 54-пушечный линейный корабль второй половины XVII века.


В качестве небольшого примера: немного о судах, носивших одно и то же имя в данный период. Например...

"L'Assure" ("Ассьюр", один из вариантов перевода - "Уверенный").

- Первое судно было спущено на воду в 1667 году в Бресте (изначально - под названием "Lys" ("Лилия"), позднее переименованное в "Assure"): 54-пушечный (впоследствии усилен до 60 орудий) корабль третьего ранга водоизмещением в 950 тонн и экипажем в 350 человек. Под командованием шевалье Виллетт-Марсе принимает участие в сицилийской экспедиции (сражение при Палермо 2 июня 1676 года). После капитального ремонта подводной части корпуса в Тулоне (1681 г.) сначала входит в дюнкеркскую эскадру Жана Барта, затем снова возвращается на средиземноморье, где в составе эскадры Дюкена участвует в бомбардировке Генуи. В последний раз упоминается в списках кораблей французского флота (откуда исключен 10 апреля 1689 года) как "Посредственный парусник (""Médiocre voilier").

- В июне 1671 года в Дюнкерке спущен на воду еще один "Ассьюр" - 46-пушечный 750-тонный корабль четвертого ранга - правда, почти сразу же переименованный в "Francois" и без особых отличий прослуживший сначала в Дюнкерке, потом - в составе брестской эскадры, до 1686 года.

- Корабль третьего ранга, спущенный на воду в Дюнкерке в 1689 году как 60-пушечный водоизмещением 800 тонн (впоследствии имевший 64 пушки). Принял участие в масштабной операции Турвиля, известной как "La campagne du Large" под командованием де Монбрюна. 19 апреля 1692 года вместе с 56-пушечным "Sage" потерпел кораблекрушение около Сеуты (на обоих судах погибло 317 человек).

- В 1697 году в Тулоне был построен еще один "Ассьюр" того же типа, как и предыдущие (полное водоизмещение 1000 тонн, вооружение - 56 орудий в мирное время и 60 в военное). Захвачен англичанами в морском бою в бухте Виго и прослужил в составе "Роял Нэви" под тем же названием до 1712 года.

Из других судов с аналогичным названием можно отметить:

- т.н. "длинный барк" ("barque longue"), заложенный и по некоторым причинам недостроенный в Дюнкерке в 1678 году.

- Под аналогичным же названием, только женского рода ("Assurée", или "Уверенная") в данный период известно три французских барка ("barque longue") опять же дюнкеркской постройки, поочередно входивших в состав французского флота в 1672-77, 1679-1690 и 1690-92 годах соответственно.

2 комментария:

  1. Пишу здесь, т.к., не знаю, читаете ли Вы свои предыдущие посты. "Нидерландами" называются со средних веков не потому что они ниже уровня моря, а потому что они расположены в нижнем течении многих рек, в том числе, Рейна, т.е., в низовьях рек, в нижнем течении.

    ОтветитьУдалить
  2. Согласен. Видимо, неудачно пытался увязать оба понятия - о нижнем Рейне и "ниже уровня моря".
    Бывает... Впредь будем внимательнее )

    ОтветитьУдалить