воскресенье, 25 декабря 2016 г.

"Маршалы германских кампаний: Виллар и Таллар": очерк операций на Верхнем Рейне и Дунае в 1702-03 гг.
3. Сражение при Фридлингене 14 октября 1702 года.


Атака французской кавалерии при Фридлингене


План сражения 14 октября 1702 года при Фридлингене

........................................................


Согласно атласу Кауслера в сражении при Фридлингене, состоявшемся 14 октября, принимало участие 18 тысяч французов (31 бат., 30 эск., 33 орудия) и 25 тысяч имперцев (21 бат., 54 эск., ? орудий). Этому косвенно соответствуют цифры из мемуаров Виллара - который, в частности, говорил о превосходстве противника на 20 эскадронов.
В большинстве же боевых расписаний соотношение сторон указывается как 17 тысяч французов против 14 тысяч имперцев.


Общий боевой состав имперской армии под командованием маркграфа Людвига Баденского был таков:
Пехота (21 батальон, порядка 10-11 тысяч): имперские (габсбургские) полки Markgraf von Baden (3) и Fürstenberg-Mösskirch(2), швабские Baden-Baden(2), Baden-Durlach(2), Fürstenberg-Stühlingen(2),Fürstenberg-Möskirch(2) и Reischach(1), франконские Erffa(2), Schnebelin(2) и Anspach(1), а также два гренадерских батальона.
Кавалерия (38 эскадронов, примерно 5-5,5 тысяч): драгунские Brandenburg-Bayreuth(6), Hohenzollern-Hechingen(6), Castell(6), Schad(5), Aufsess(4) и Hohenzollern(4), кирасирские Stauffenberg(3), Bayreuth(2) и Erbprinz von Württemberg(2).
Артиллерия: 23 (примерно) орудия
. . . . . . . . .
Состав французской армии Виллара:

Генерал-лейтенанты: Деборд (Desbordes, comte du Bourg) и Лобани (Yrieix Masgonthier de Laubanie).
"Маршал де кампы": Маркиз де Бирон (de Biron), де Шамарант (de Chamarante), Сен-Морис (Saint-Maurice) и Маньяк (Magnac).
Пехота (25 бат. в австрийских источниках, 30 бат. по другим источникам, всего порядка 11 тысяч) сведена в семь (иногда указывается восемь) бригад:
- Coligny (Champagne (3), Saintonge (1), Lorraine(1))
- Chamilly (Coatquen (2), Bearn (1), Brie(1))
- Dutot (La Reine(3), Guyenne(1))
- Polignac (Vermandois(2), Bourbonnais(2), Aunis(1))
- Chavannes (Toulouse(2), Poitou(2))
- Dorigny (Conde(1), Hainault(2), Lanois(1))
- de Robecq (Agenois(1), Robecq(1), Nivernois(1), Crussol(1))
Кавалерия (40 эск.):
- Кавалерийские полки (34 эск., сведенные в шесть бригад): Royal, Dauphin-étranger, Conde, Momain, Vivans, Brissac, Saint-Pouanges, la Ferronnaye, Bouze, de Séve, Conflans, Vivans-Saint-Christau, Forquevaux, Merinville, Dauriae, de Bissy (первые два - по 3 эск.. остальные - по 2).
- Драгуны: полки La Reine и Gévaudan (по 3 эск.)
Артиллерия: 30-33 ор.

Боевые порядки сторон представляли собой два крыла: кавалерийское - на равнине, и пехотное - на высотах. Имперская кавалерия (правое крыло Людвига, которым командовал фельдмаршал-лейтенант граф Франц-Антон Гогенцоллерн) построилась на равнинном плато между замком Фридлинген и высотами Тулика - где расположилась пехота под командованием фельдцейхмейстера графа Фюрстенбург-Мескирха. Наконец, два батальона баден-дурлахской милиции закрепились на крайнем правом фланге, защищая замок Фридлинген и небольшое полевое укрепление типа "шанец" рядом с ним.
Поскольку имперцы имели преимущество в кавалерии на открытом пространстве, то Виллар решил нанести главный удар пехотой по левому (пехотному) крылу противника. Французская кавалерия (под командованием де Маньяка), выйдя на равнину, построилась в две линии между Фридлингеном и Вейлом - а большая часть пехоты (пять бригад) под командованием генерал-лейтенанта Деборда двинулась справа, на высоты.
Крайнее левое крыло французской армии составлял отряд и 16 гренадерских рот, которому поручено было прикрывать понтонный мост и удерживать связь с Маркизатом.
Сражение открылось в полдень, артиллерийской канонадой, после чего Деборд перешел в наступление. Бригада де Робек была оставлена у Вейла в качестве резерва, а четыре остальных бригады - развернутые в две линии и ведомые Дебордом - начали углубляться в заросли леса Каферхольц. Первый натиск французских батальонов был успешен: он выбили из окопов и оттеснили пехоту имперцев, заняли рощу и захватили несколько орудий противника. Однако маркграф Людвиг немедленно отреагировал на это, бросив часть своей кавалерии (6 эскадронов драгунского полка Байрейт) во фланг. В то же самое время остальная кавалерия при поддержке нескольких пехотных батальонов начала наступление против левого французского крыла.
Пехота Деборда, внезапно атакованная имперцами, впала в панику - и два десятка батальонов бросились назад, из леса, спешно сдав только что доблестно захваченные высоты. Генерал Деборд погиб в числе многих офицеров...
Первая линия кавалерии французов в центре также опрокинута имперской атакой, и лишь ружейный огонь гренадерского отряда сдержал натиск противника, но позволив поступить таким же образом и с эскадронами второй линии. Настал критический момент сражения...
Говорят, что уже практически уверенный в победе над имперцами, Виллар находился с начала сражения в гостинице Вейла, где запивал охлажденное мясо кларетом и ждал известий о разгроме маркграфа Баденского - причем уже заранее диктуя своему секретарю победную реляцию в Версаль. Однако командующему принесли весть о поражении правого крыла...
Виллар лично бросился к каферхольцскому лесу (прихватив по пути батальоны де Робека), и вместе с другими генералами безуспешно пытался привести в чувство своих перепуганных солдат. Наконец, он соскочил с коня и, схватив одно из знамен, самолично возглавил контратаку, крича при этом: "Да здравствует король! Победа будет за нами!" ("Vive le roi ! la victoire est à nous !"). Приободренный, французские пехотинцы вновь бросились на занятие высот Тулика...
После этого Виллар бросился исправлять ситуацию на другом участке битвы. Прибыв в центр сражения, он возглавил контратаку второй линии кавалерии - которая опрокинула имперские эскадроны и гнала их по равнине до лагеря и обозов. К двум часам пополудни гром сражения стал стихать.

В результате упорного двухчасового боя Людвиг признал поражение: примерно в семь часов вечера имперская армия начала отступление - в полном порядке, в направлении Штауфена, где маркграф соединился с отрядом Штирума и занял позиции в горных проходах Шварцвальда.
Тактически Людвиг не смог помешать переправе французов и проиграл бой у Фридлингена. Однако стратегически можно считать, что позднее время года и последовавшие затем маневрирования баденского маркграфа не позволили Виллару полностью выполнить свой план по соединению с баварцами и оттеснению имперских войск. решение это задачи было отложено на следующий год...
Что касается потери сторон в сражении при Фридлингене, то они указываются разными (причем не округленно, а практически "с точностью до человека"). Разброс цифр: от 2,7 до 4,3 тысяч у французов, и от 3,7 до 5 тысяч у имперцев.
Так, в "Лексиконе" Богдановича говорится о 3-х тысячах человек убитыми и ранеными у имперцев (не считая 2000 пленных), 14 орудий, 35 знамен и штандартов; французы потеряли 1139 человек убитыми, 1526 ранеными.
Потери по Кауслеру: 1429 убитых и 1670 раненых у французов, имперские потери - 3000 убитыми и ранеными, 900 пленных и 11 орудий.
Другие источники указывают французские потери даже большими, чем у противника: 1703 убитых и 2601 раненых (причем большая часть потерь - около 2300 человек - отнесена к пехоте) - против 3000 и 742 соответственно у имперцев. Сам Виллар описывал в письме баварскому курфюрсту потери противника как 4000 человек, 11 орудий, 60 знамен и штандартов и три пары литавров (" l'ennemi laissait sur le champ de bataille 4, 000 hommes, 11 canons, 60 drapeaux ou étendards, 3 paires de timbales").
Серьезные потери во французской армии были, например, среди высшего командного состава. Среди погибших был отличившийся в сражении 63-летний генерал-лейтенант Филипп Деборд, "маршал де камп" де Сен-Морис, пехотные бригадиры Шамильи и Шавенне. С имперской стороны погиб 44-летний фельдмаршал-лейтенант граф Франц-Антон Гогенцоллерн.
По окончании фридлингенского сражения солдаты провозгласили своего командующего маршалом Франции. На фоне не совсем удачных для Франции кампаний одной победы Вандома при Луцарре казалось маловато, и вот "Луцарра и Фридлинген" вполне поддерживали престиж королевства - шесть дней спустя, 20 октября, Виллар действительно удостоился вожделенного маршальского жезла...

Комментариев нет:

Отправить комментарий