пятница, 10 июля 2020 г.

Хроники галантного века.
4. Вопросы французской политики: Лилия против полумесяца (1664-1665 гг.).
…………………..


Людовик XIV оценил просьбу императора о помощи против турок как возможность продолжить распространение своего влияния в Германии. От Франции требовался "минимум" - 2400 солдат, однако король предложил выделить много больше. Из политических соображений граф Строцци отказался от появления большой французской армии в Венгрии - сошлись на цифре в шесть тысяч человек. Единственное, в чем Людовик XIV вынужден был отказать императору - направить во главе французского контингента принца Конде (здесь свою роль сыграло отношение к личности бывшего фрондера - пусть и прощенного короной, но по-прежнему вызывавшего некоторое недоверие). Как водится, "сверх положенного лимита" в поход стали собираться волонтеры - представители высшей знати, жаждующие славы для себя, короля и Франции. Историки оценивают их число примерно в 200-250 человек, причём в списке были самые громкие имена: герцоги и принцы, графы и прочие маркизы. Командование этим войском было поручено 46-летнему графу де Колиньи (граф Жан де Колиньи, маркиз де Салиньи, барон де Ламот Сен-Жан (1617-1686 гг.) - дальний родственник знаменитого адмирала-гугенота, убитого во время Варфоломеевской ночи 1572 года). Король распорядился выделить 80 рот пехоты (4000 человек из состава восьми пехотных полков Пьемонт, Овернь, Эспань, Лотарингия, Гранси, Тюренн, ла Гиш и ла Ферте, сведенных в четыре бригады) и 40 рот кавалерии (2000 человек). Из числа последней 26 рот, не так давно предназначенных для войны с папой римским, маршировали самостоятельно в Венгрию через Италию (под командованием кавалерийского бригадира графа Клода де Бисси), 14 рот из Франции вёл Гратьен де Гассион - племянник маршала Жана де Гассиона, прославившегося при Рокруа. Пехота была собрана в Меце, откуда во главе с Колиньи и выступила 17 мая на восток. 20 июня французы прибыли в Регенсбург, где были встречены радостными криками горожан: "Да здравствует король Франции!", а 25-го числа достигли Вены. Здесь, в ожидании подхода кавалерии, французы получили нескольких дней отдыха, при этом император Леопольд дал смотр французской пехоте, а страдающему от приступа подагры Колиньи прислал лично убитого на охоте оленя, две повозки с провизией и двух прекрасных лошадей. Наконец, подошли роты Бисси и Гассиона, и в районе Раклесбурга французский контингент соединился с имперской армией, которой командовал известный полководец, фельдмаршал Раймунд Монтекукколи.

План сражения при Сен-Готтарде.
Портрет и греб графа де Колиньи.

В знаменитой битве при Сент-Готхарде (1 августа 1664 г.) французы составляли левый фланг союзной "христианской" армии, проявив себя с самой лучшей стороны ("Французские войска творили чудеса", как писал своему Императору сам Монтекукколи). Согласно распространенной легенде, турки приняли элегантных французов за девушек (скорее всего, речь не о простой пехоте, а о волонтерах-аристократах) - но в яростной схватке последние более чем доказали противнику свою мужественность. Так, известен эпизод поединка между одним из турок и французом Филиппом де Лорреном (21-летним миньоном герцога Филиппа Орлеанского): приняв брошенный мусульманским воином вызов, шевалье выехал ему навстречу, отбив удар сабли проткнул его шпагой и вернулся к своим, с клинком в качестве трофея.
Как водится, храбрость французской знати привела к большим потерям как среди офицерского состава армейских частей, так и среди волонтеров: последние потери практически половину - 39 было убито и 74 ранено. Не разбирая полный список славных имен, можно привести лишь один пример: Шарль-Анри Брюлар, граф де Бриансон - 13-летний ансэнь пехотного полка Тюренна, погибший, защищая знамя своего полка.


Боевые порядки армий сторон при Сен-Готтарде.
Французские войска (3500 пехоты и 1900 кавалерии) отмечены семью батальонами ла Фейада и 10 эскадронами Гассиона.

Что примечательно, в будущем участие в этой экспедиции впоследствии сыграло хорошую службу для некоторых французских офицеров: так, почти сорок лет спустя, попавший в плен к имперцам маркиз де Нетанкур был освобожден ими - едва только стало известно, что в своё время он сражался при Сен-Готарде.
А тем временем на средиземноморье распускала паруса эскадра герцога де Бофора...


1660-е годы стали для Франции периодом мощного прорыва в делах флота: если на 1661 год он насчитывал три десятка боевых кораблей не самого хорошего качества и боевой силы, то десять лет спустя его состав вырос в несколько раз по всем показателям. Главной задачей  флота считалась защита собственной морской торговли и нанесение ущерба морской торговле конкурентов. И если для серьезной борьбы против сильных противников - англичан или голландцев - Франция на этот момент была совсем не готова, то как минимум защиту своих интересов в западном средиземноморье могла постараться обеспечить. Таким образом, возникла мысль разобраться с берберийскими (североафриканскими) корсарами.

Главной занозой был Алжир - важная база пиратов западного средиземноморья. До 1659 года этот регион именовался как "Алжирский пашалык" (административная единица Османской империи во главе с пашой), однако после мятежа 1659 года власть перешла к начальникам османских янычар - "ага" (в начале 1660-х годов Алжиром управлял один из таких начальников, Шабан-ага (1661—1665 гг.). Алжирские пираты стали настоящей бедой как для морской торговли, так и для прибрежных территорий соседних государств. Так, только на французские Прованс и Лангедок в 1650-х годах корсары совершили порядка сотни набегов, имея базу на Майорке и даже какое-то время расположились на Йерских островах - прямо напротив базы французского "флота Леванта" - Тулона. Примерно за этот же период набеги принесли алжирцам около 30 тысяч рабов из числа французов. И всё это - не считая множества нападений на торговые суда (известно, что только за период 1628-1634 годов алжирские пираты захватили 80 французских судов с товаром на общую сумму около пяти миллионов ливров). Что касается военной силы пиратов в этом регионе - историки оценивают морскую мощь Алжира весьма высоко: собственно город Алжир со 100-тысячным населением (не считая порядка 25 тысяч рабов-христиан) имел мощные укрепления, а флот насчитывал несколько десятков галер и парусных судов.

"Алжирский терроризм" наносил огромный урон как морской торговле, так и собственно побережью западноевропейских стран (Италии, Франции, Испании). В 1650-х годах идеей о серьезной борьбе с пиратами загорелся кардинал Мазарини. Однако Кольбер (на тот момент - его помощник) объяснил кардиналу, что для подобного рода операции необходим сильный и подготовленный флот - которого во Франции на тот момент, фактически, не было: эскадра Леванта (средиземноморская) представлял из себя весьма жалкое зрелище, поскольку его боевая сила выражалась в 3-4 парусных кораблях и десятке галер. Финансирование было минимальным: как писал В.Мало в своей монографии "Кольбер. Абсолютистская бюрократия и французское общество" после рекордного показателя 1647 года в 5 млн. ливров расходы на флот в 1650-е годы были свернуты и, например, в 1656 году, составляли всего-навсего 300 тысяч. Было принято решение об усилении флота Леванта - часть новых судов начали строить на собственных верфях, часть предстояло закупить в Голландии.
Правда, и при таком раскладе французы (под командованием Жана-Поля де Сомёр, более известного как шевалье Поль - уже немолодого, но весьма активного генерал-лейтенанта флота и вице-адмирала Леванта) практически ежегодно вступали в схватки с корсарами - но всерьез переломить ситуацию было невозможно. И тем не менее, в период 1660-1663 годов Поль провел несколько довольно успешных морских операций в районах Алжира, Триполи и Туниса. Так, 28 февраля 1663 года, он писал государственному секретарю иностранных дел де Ломени  из Тулона, с борта своего 28-пушечного корабля "Геркулес": "Будучи в состоянии отплыть с шестью хорошими военными судами и флейтом в твердой решимости, что берберийские корсары не являются непобедимыми...". Несколько месяцев спустя он подтвердил свои слова делом - в схватке двух французских парусников и с двумя десятками алжирских галер двенадцать из них было потоплено, а ещё шесть - захвачено.
Необходимо было нанести серьезный удар по противнику. Правда, атаковать прекрасно укрепленную столицу пиратов французы не решались: город Алжир имел высокие крепкие стены, был защищен несколькими сильными фортами, а с моря прикрыт отмелями - что не позволяло большим кораблям подойти к городу близко и решить исход противостояния артиллерийским обстрелом.
Стоит отметить, что предстоящая экспедиция фактически не была военными действиями против собственно Османской империи - султан и сам начинал тяготиться своенравными алжирскими пиратами, а посему смотрел на подобного рода военные экспедиции европейцев сквозь пальцы, а в 1663 году даже выдал дипломатическому представителю Англии документ, разрешавший предпринимать карательные действия против алжирцев.

В 1664 году, казалось, для предстоящей экспедиции против алжирских пиратов всё было готово. Общее руководство осуществлял герцог Франсуа де Бофор, внук Генриха IV и таким образом двоюродный брат Людовика XIV, один из самых знаменитых фрондеров - более всего известный своим побегом из Венсенского замка, описанным Александром Дюма в романе "Двадцать лет спустя". По окончании Фронды герцог был прощен королем, который поручил ему командование флотом на Средиземноморье. Силами флота руководили 65-летний шевалье Поль (Жан-Поль де Сомёр) и 60-летний Абрахам Дюкен. На атаку прекрасно укрепленной столицы пиратов французы не могли решиться - город Алжир имел высокие крепкие стены, был защищен несколькими сильными фортами, а с моря прикрыт отмелями, что не позволяло большим кораблям подойди к городу близко и решить исход противостояния артиллерийским обстрелом. По этой причине Дюкен предложил нанести удар по одной из пиратских баз - Джиджелли - при этом создать там собственную базу для борьбы с пиратами (такие же базы, например, имели испанцы - в Сеуте, и англичане - в Танжере). Командовать экспедиционной армией был назначен генерал-лейтенант Шарль-Феликс де Галеан, граф де Гадань - 21 марта 1664 года получивший должность командующего армией, и к своим 43 годам имевший за плечами почти тридцатилетний военный опыт. Штаб Гаданя составляли маршал-де-кампы де ла Гийотьер и граф де Вивонн (брат госпожи Монтеспан), артиллерией руководил господин де Бетанкур, инженерами - шевалье де Клервиль. Общая численность войск составляла шесть тысяч человек: 4500 солдат из состава пехотных полков (по 8 рот Пикардия, Наварра, Нормандия и Королевского, 6 рот из полка Французской Гвардии, а также 800 человек из корабельных полков ("régiments des vaisseaux", 1200 человек мальтийского контингента, а также 200 добровольцев из дворян, инженерная рота и 2 роты кавалерии. Примечательно, что некоторые историки писали о батальоне англичан и батальоне голландцев, которые якобы должны были принять участие в экспедиции, однако Бутэн в историческом обзоре Алжира (1830 г.) говорил, что это информация об иностранных добровольцах "была известиями, которые впоследствии не подтвердились".


Герцог де Бофор, шевалье Поль и Абрахам Дюкен.

Войска были поделены между десятью транспортами, а также боевыми судами - пять парусных кораблей плюс 15 галер (восемь французских и семь мальтийских). Кроме того, различные источники упоминают от 40 до 60 небольших вспомогательных судов.


Маршрут экспедиции де Бофора в 1664 году.

2 июля 1664 года эскадра де Бофора покинула Тулон. Перегруппировавшись у Балеарских островов, по причине безветрия эскадра вышла от Менорки лишь 17 июля, а пять дней спустя корабли подошли к бухте Константина и кинули якорь около городка Джиджелли (ныне Джиджель). Французы произвели высадку на пляж, где произошел серьезный бой с берберами - по некоторым данным, он стоил французам 400 человек, берберам - 500 убитыми и тысячу ранеными (впрочем, французы в целом и французские историки в частности известны определенной тягой к приувеличениям). После захвата Джиджели Бофор отослал Дюкена во Францию за припасами и подкреплениями, а инженер Клервилль начал укреплять захваченный плацдарм. В октябре к французскому лагерю подошла армия противника - порядка 10-12 тысяч воинов (берберы, арабы из Константины и отряд янычар, присланный алжирским ага). Кроме того, они располагали артиллерией - которая стала обстреливать сам город и порт с окрестных высот. Время от времени лагерь подвергался атакам - силы французов таяли, припасы заканчивались.


Высадка экспедиции Бофора у Джиджелли 23 июля 1664 года.

Тем временем Людовик  XIV собрал совет, на котором обсуждалась ситуация. Практически все, кроме Кольбера, высказались за эвакуацию экспедиции - и лишь в беседе один на один Кольбер смог убедить короля, что ради престижа Франции и возможности надолго закрепиться на африканском побережье стоит послать Бофору подкрепление. Впрочем, было уже поздно...

22 октября к Джиджелли подошел отряд под командованием "шеф д'эскадр" (как принято считать - это военно-морской аналог армейского чина маршал-де-кампа, а также французская версия морского чина контр-адмирала) Мартеля в составе четырех боевых кораблей ("Дофин", "Солнце", "Нотр-Дам" и "Луна"), одного флейта, брандера и транспортного судна.  На берег было переправлено две сотни добровольцев, 126 лошадей, а также боеприпасы и продовольствие. Однако это уже мало чем могло помочь французам - противник подтянул артиллерию уже слишком близко, имея возможность расстреливать не только укрепления, но и суда на рейде. В итоге, 27 октября, был отдан приказ о погрузке на эскадру - джиджелийская эпопея заканчивалась. 31-го числа последние выжившие французы смогли достичь судов. Почти сотня полевых орудий и полторы тысячи солдат и офицеров остались на африканском пляжу.

Эскадра Бофора вернулась во Францию, однако на рейд Тулона её не пустили: по причине чумного поветрия судам экспедиции было приказано проследовать на карантин к острову Поркероль (в нескольких милях юго-восточнее Тулона, в группе т.н. Йерских островов). Это решение всерьез обеспокоило командира "Луны", мсье де Вердилля. "Луна" был уже весьма старым (1641 года постройки) 684-тонным кораблем, находившимся в весьма плохом состоянии (перед выходом из Тулона его немного подлатали, чтобы хоть как-то усилить отряд Мартеля, и даже добавили десять пушек к уже 38 имевшимся). Он едва добрался до родных берегов с сильной течью, из-за чего Вердилль и воспротивился подобному распоряжению - де Бофор даже отправил к нему плотника со своего флагмана, чтобы проверить состояние судна. По словам последнего, опасаться Вердиллю было нечего, Гийотьер также стал убеждать капитана - и "Луна" направилась к Поркеролю. Чтобы немного разгрузить корабль, триста солдат было переброшено на другой, "Меркьюр", однако этого оказалось недостаточно. Как впоследствии писал Кольберу сам де Бофор о произошедшем 6 ноября, "вдруг раздался страшный треск, корабль разломился напополам и утонул в одно мгновение, как кусок мрамора". Известно, что на борту корабля находилось порядка 800 человек - 350 членов экипажа и 450 солдат из состава десяти рот Пикардийского полка. Часть экипажа и десанта погибли на месте, (среди них был и маршал-де-камп Гийотьер - пишут, что не умея плавать, он остался на палубе тонущей "Луны"), часть утонула в попытке добраться до ближайшего берега (того самого Поркероля), и лишь немногие сумели добраться до острова. Но последним повезло ничуть не больше утонувших: по причине того же карантина и плохой погоды никто к ним на помощь так и не пришел, а посему большинство из них умерли от истощения, голода и жажды. Считается, что позднее с острова смогли снять лишь 24 последних выживших - да и те вскоре скончались.


Французские корабли, иллюстрация художника Пьера Пюже (1620-1694 гг.). Используется как изображение корабля "Луна" (слева) либо однотипного с ним судна.


Экспедиция на берберское побережье завершилась полной катастрофой - число общих потерь оценивают в четыре тысячи человек. При дворе нападали на Кольбера, король искал козла отпущения. Сначала неудачу при Джиджелли хотели свалить на Гаданя, и лишь его храбрая оборона пляжа оправдала графа перед двором и общественным мнением. Тогда попросту придумали "алиби": дескать, войска должны были покинуть Джиджери из-за чумы. Что же касается трагической гибели "Луны", то и здесь пришлось выкручиваться.  12 ноября "La Gazette de France" писала, что корабль заблудился на отмелях между Тулоном и островами Йер. Некоторые свидетели утверждали, что Луна напоролась на скалу, другие винили шторм - однако это было газетной ложью, поскольку каждый моряк знал - ни отмелей, ни скал в месте, где затонул корабль, нет, да и погода в тот день (в отличие от последующих) была спокойной.


Тулон, Йерские острова и остров Поркероль на карте из атласа Николаса Висхера.


На поркерольском карантине герцог де Бофор получил приказ готовиться для возвращения к африканскому берегу - на этот раз для помощи союзникам-венецианцам. 17 февраля следующего, 1665 года, французская эскадра в составе девяти линейных кораблей покинула Тулон и направилась к Тунису. Достигнув мыса Ла Гулет (Хальк-эль-Уэд - крепость, заложенная испанцами в 1535 году и захваченная османами сорок лет спустя), францо-венецианские силы блокировали здесь флот тунисского правителя. Несколько месяцев спустя, 24 июня, запертые в гавани и порядком оголодавшие берберские корсары предприняли попытку вырваться в открытое море: французы встретили их ожесточенным пушечным огнем, нанеся серьезное поражение.
После этого успеха де Бофор отослал Дюкена в Тулон, а сам вместе с шевалье Полем направилась на запад, к Алжиру. 24 августа у мыса Шершель французы одержали славную победу: девять их кораблей (от 28 до 82 орудий) и два брандера буквально уничтожили алжирскую эскадру в пять кораблей (от 22 до 33 орудий), потопив три из них и захватив два остальных.


Морской бой французов и берберийских пиратов, художник Теодор Гюден (1802-1880 гг.).

Это, а также успехи мальтийцев (где, к слову, прославился знаменитый в будущем Турвилль), привело к тому, что долгожданный мир с пиратами был заключен: с Тунисом договоренность была подписана 25 ноября 1665 года, с Алжиром - 17 мая 1666 года.
   

2 комментария: