пятница, 3 января 2020 г.

Таланты и пороки герцога де Вандома: Обзор походов и сражений французской и испанской армий под командованием герцога Луи-Жозефа де Вандома в эпоху войн Людовика XIV.

(Наброски к биографии в ... частях, с прологом и эпилогом).



. . . . . . . . . .

Пролог. Сестры Манчини.



История т.н. "мазаринеток" ("девочек Мазарини") началась 11 сентября 1647 года, когда в Париж прибыли три девочки - 11-летняя Лаура-Виктория, 10-летняя Олимпия и 8-летняя Мария - племянницы кардинала и первого министра Франции Джулио Мазарини (во Франции его имя произносилось как Жюль Мазарен). Родителями девочек были Джеронима (иногда встречается другой вариант имени - "Джиролама") Мазарини (родная сестра кардинала) и Микеле Лоренцо, барон ди Манчини. Их приезд все восприняли однозначно: как желание кардинала породниться со знатью. Королева Анна Австрийская приняла девочек весьма благосклонно. Впрочем, девочки были еще слишком юны для брака, к тому же по Франции загремела Фронда - и кардинал пристроил племянниц в монастырь. По окончании Фронды "монастырская ссылка" закончилась, и сестры Манчини вернулись в Париж.
К этому моменту старшие из девочек достигли положенного возраста - и первой из них (в 1651 году) замуж вышла 15-летняя Лаура-Виктория. Ее супругом стал 39-летний Луи де Бурбон-Вандом - сын герцога Сезара де Вандома (внебрачного ребенка Генриха IV и красавицы Габриэль д'Эстре). Луи носил титул герцога де Меркера и занимал пост вице-короля Каталонии, временно отвоеванной французами у испанцев.


Лаура Манчини (1636-1657) и Луи де Бурбон-Вандом, герцог де Меркёр (1612-1669).


Вторая из сестер, Мария, считалась едва ли не самой некрасивой среди "мазаринеток" - и тем не менее стала первой любовью молодого короля Людовика XIV, который был старше ее на год. Их отношения были настолько сильны, что король даже выразил желание жениться на Марии - однако и мать-королева, и сам Мазарини были категорически против. Последнему,естественно,льстила перспектива стать родственником монарха - но политические расчеты были важнее,ибо кардинал готовил свадьбу Людовика с испанской принцессой. Спустя год после свадьбы короля Мария Манчини приняла предложение "руки и сердца" от Лоренцо Онофрио Колонна, принца-герцога Пальяно, и перехала в Рим. Впрочем, супружеская жизнь (по причине частых измен князя) не сложилась - и Мария оставила мужа и отправилась путешествовать по Европе, вернувшись в Италию только после смерти супруга в 1689 г.


Мария Манчини (1639-1715)
Теоретически королевой Франции могла стать еще одна из сестер - Олимпия,также одна из фавориток молодого Людовика XIV. Однако она оказалась проницательнее Марии; поняв, что косые взгляды королевы Анны ничего хорошего не сулят, Олимпия решилась закрыть этот вопрос замужеством. Ее избранником стал Евгений-Морис Савойский, носивший титул графа де Суассон. Евгений (сын известного полководца Томаса Кариньяна, основателя т.н. кариньянской ветви владетельных герцогов Савойи) был генерал-полковником швейцарской гвардии и занимал немаловажную должность министра двора в Париже. Олимпия приняла предложение Сауссона и в феврале 1657 года вышла за него замуж - дипломатично дав понять Людовику XIV, что их отношениям пришел конец. Своему мужу-итальянцу, как истинная итальянка-жена Олимпия подарила восьмерых детей; первого некоторые считали ребенком от короля,поскольку мальчик родился через 6 месяцев после свадьбы Олимпии с Суассоном - а 18 октября 1663 года на свет появился уже пятый, названный в честь отца Евгением. Это был будущий великий полководец Евгений Савойский... Впоследствии имя Олимпии еще не раз всплывет в истории Франции: она будет замешана в знаменитом "деле о ядах", ее обвинят в отравлении собственного мужа,шпионаже при испанском дворе и отравлении королевы Испании 25-летней Марии-Луизы Орлеанской.


Олимпия Манчини (1638-1708)
.
Судьба остальных племянниц Мазарини сложилась по-разному. Гортензия (которую, в противоположность Марии, считали самой красивой из сестер Манчини) стала наследницей целого списка титулов своего дяди (герцогских, графских и проч.), но оказалась несчастлива в браке. Изначально к ней сватались едва ли не лучшие из соседей-иностранцев: герцог Карл Лотарингский, савойский герцог Карл-Эммануэль II и даже будущий король Англии Карл II Стюарт, однако в 1661 году её мужем стал Арман Шарль де ля Порта, маркиз де Ля Мейере, также унаследовавший два года спустя титул герцога де Мазарен вместе с герцогствами Ретель и Майен в северной Шампани. Гортензия сбежала от мужа и впоследствии вела жизнь настоящей авантюристки. Говорят, она хорошо владела шпагой и пистолетом, а среди ее любовников были указанный выше несостоявшийся жених Карл-Эммануил II, и английский король Яков II.

Гортензия Манчини (1646-1699)
Наконец, Мария-Анна (сама младшая из "мазаринеток", родившаяся в 1649 году) стала женой герцога Буйонского, племянника знаменитого маршала Франции Тюренна (прославленный полководец лично просил её руки от имени племянника у Мазарини, в ночь перед смертью кардинала).

Мария-Анна Манчини (1649-1714)
Помимо "сестер Манчини" к племянницам Мазарини относились и "сестры Мартиноцци" - дети другой сестры кардинала, Лауры-Маргариты; одна из них вышла замуж за герцога Моденского, другая - за младшего брата "Великого Конде", принца Конти.
Мать "мазаринеток", Джеронима Мазарини скончалась 25 декабря 1656 года. Это известие стало ударом для всех её детей, но особенно повлияло на 20-летнюю Лауру, герцогиню де Меркёр, которая была на восьмом месяце беременности и вынашивала уже третьего ребенка. Видимо, первые несколько дней она мужественно держалась, но потом силы закончились: как писал Хью Ноэль Уильямс в книге "Пять прекрасных сестер", посвященной племянницам Мазарини, "половину её тела внезапно парализовало и она лишилась дара речи"... По окончание одного из королевских балетов Мазарини собрался было домой, однако посыльный из отеля Вандом принес дурную весть - Лауре стало хуже. Опрометью бросившись на улицу, кардинал вскочил в первую попавшуюся карету и отправился к старшей из своих племянниц - умирающая герцогиня де Меркёр встретила дядю улыбкой. Роды 8 февраля 1657 года были очень тяжелыми, и всё же третий из сыновей герцогини де Меркёр, Жюль-Сезар,  благополучно появился на свет, однако сама Лаура скончалась.
Говорят, герцог де Меркёр искренне любил свою супругу - настолько, что после её кончины удалился в капуцинский монастырь, позднее принял сан священника, а в 1667 году стал кардиналом-дьяконом (низшая из кардинальских ступеней) в итальянском Санта-Мария-ин-Портико-Кампителли. Впоследствии кардинал Вандомский участвовал в конклаве 1667 года, избравшем очередного папу, Климента IX, а затем был назначен легатом Франции при крещении Дофина, сына Людовика XIV, 16 января 1668 года.
После смерти Лауры троих её сыновей передали на воспитание к тёте, Марии-Анне - это было скорее формальностью, ибо "тётушке" было всего на пять лет больше, чем старшему из племянников. Жюль-Сезар не дожил и до трехлетнего возраста, а двух остальных (Луи-Жозефа и Филиппа) ожидала интересная и непростая судьба.
Остается добавить, что немало значимых персонажей конца XVII - начала XVIII веков так или иначе будут приходиться друг другу кузенами (двоюродными братьями по своим матерям): савойский герцог Виктор-Амедей, принц Евгений Савойский, Людвиг Баденский, баварский курфюрст Максимиллиан и герцог Луи-Жозеф де Вандом...


Краткая родословная и браки семейства Манчини.
.


Комментариев нет:

Отправить комментарий